Вчера вечером закончилась регистрация кандидатов на пост акима города Талгар. На прошлой неделе местный избирком заявил о выдвижении девяти претендентов на пост, из которых были отсеяны или отсеялись сами сразу несколько человек. Фамилии кандидатов тоже пока неизвестны, впрочем, они вряд ли знакомы широкому кругу казахстанцев — главное, чтобы их знали сами талгарцы. Однако тут важно выделить сам прецедент, который будет на пользу всей стране — и власти, и обществу, и гражданским активистам (настоящим и тем, кто себя за них выдает).
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Бесконтрольность из-за бездействия
Для начала немного истории, которую следует разбирать с инициативы главы государства о постепенном внедрении прямых выборов акимов, начиная с глав сельских округов. По идее, об этом говорила оппозиция еще с конца 1990-х годов, и тогда же, между прочим, были проведены первые экспериментальные выборы. Но, как мы понимаем, тогдашнему укреплению президентской вертикали это пришлось не по душе. Другая попытка хоть и была широко распиарена властями, но, мягко говоря, не вызвала доверия среди избирателей, пусть и точечно вселила надежду у местных активистов. Речь идет о выборах сельских акимов, при которых выборщиками оказывались депутаты местных маслихатов.
Все стало кардинально меняться после того, как президентом был избран Токаев. Не будем все пересказывать, но летом 2022 года прошла избирательная кампания, в которую попал и Талгар как город районного значения. Следует признать, что особой активности среди гражданского общества не наблюдалось. Возможно, это было на руку местным властям, которые без большого труда могли продвинуть «своего кандидата», хотя оговоримся и еще раз подчеркнем — каких-либо громких скандалов и нарушений не было. Напротив, независимые наблюдатели зафиксировали крайне низкий интерес самих избирателей (даже официально явка составила 23%). Тут, конечно, можно сослаться на сложившуюся практику игнорирования казахстанцами любых электоральных процессов, но, по большому счету, необходимо констатировать — никто не мешал выдвигать своих претендентов или выдвигаться самим. Всего же тогда на пост акима Талгара было зарегистрировано четыре кандидата, среди которых действующий на тот момент замакима города Бахыт Куришбеков выиграл, набрав 47,7% голосов.
Как известно, в середине октября Куришбеков, его зам, а потом и некоторые другие чиновники, включая работников силовых органов района и области, лишились своих постов. При этом некоторые из освобожденных кресел до сих пор остаются вакантными. И вот 6 ноября теризбиркомом Талгарского района назначены выборы нового акима (на 15 декабря), а на следующий день уже объявлено об открытии процесса выдвижения кандидатов. В начале прошлой недели избирком объявил о том, что документы подали девять претендентов.
Накануне завершилась регистрация кандидатов в акимы Талгара. Всего претендентов было девять. Четверо из них оказались безработными, трое госслужащими и двое — бюджетники. Двух претендентов выдвинули политические партии — Amanat и НПК, а семеро были выдвиженцами. Почему были? Районная избирательная комиссия определила, что двое не соответствуют установленным законом требованиям, четверо успели взять самоотвод. В итоге только трое были допущены к выборам.
Фамилии кандидатов названы не были, но можно предположить, что прошли два партийца и один самовыдвиженец (или наоборот). Наш онлайн-опрос талгарцев показал, что большинство местных жителей пока тоже не знают, за кого им предстоит голосовать, хотя некоторые предположили, что баллотироваться будут кто-то из местных чиновников городского или районного уровня. Впрочем, мы сейчас хотим обратить внимание не на личности, а на сам факт. Но, вполне возможно, в местных СМИ и соцсетях уже сегодня станут известны имена кандидатов, так как со вчерашнего вечера (с 18.00) стартовала предвыборная кампания.
Как мы уже отмечали, на прошлых выборах местного акима в них приняло участие менее четверти избирателей. На сегодняшний день речь идет о 42,5 тысячи человек, разделенных на 26 избирательных участков. Надеемся, что эти выборы привлекут к себе внимание не только талгарских активистов, но и журналистов из СМИ республиканского уровня. Несомненно, своеобразным триггером к этому является трагическая гибель 16-летнего Шерзата Полата в ночь на 4 октября. Это событие приковало к себе внимание буквально всей страны, да и некоторые зарубежные СМИ также временами делали публикации на эту тему. Однако, как мы уже отмечали, талгарская трагедия лежит шире и глубже, чем обычное преступление, пусть даже отнесенное в Уголовном кодексе к особо тяжким.
Одним из наиболее важных аспектов в этом являются взаимоотношения власти с населением, а точнее — общества с этой самой местной властью. Гибель Шерзата вскрыла то, о чем многие не знали или попросту молчали — боялись говорить или считали, что это бесполезно. И это должен быть диалог на равных, причем, отталкиваясь от конституционной нормы о том, что всякая власть в стране исходит от народа. Как в последнее время не раз подчеркивал президент, он и все другие чиновники — это лишь наемные менеджеры и не больше. И во всей этой структуре взаимоотношений выборные должности занимают особое значение.
Отметим, что депутаты обеих палат парламента, представляющие Алматинскую область, не были особо замечены в том, чтобы встали на сторону местных жителей в поисках справедливости. Хотя один мажилисмен был замечен в Талгаре в середине октября, а другой сенатор — чуть ли не прямо обвинен в «крышевании» ставших небезызвестными Касымбаевых. Мы ни в чем не собираемся их упрекать, но тут можно с сожалением констатировать, что парламентарии не оправдали надежд избирателей. А вот действия, а чаще бездействие местных маслихатов (областного и районного) вообще вызывает недоумение. Впрочем, многие, в том числе и наши коллеги, про них и забыли, хотя именно представительные органы власти должны были все это время быть чуть ли не главными ньюсмейкерами и требовать от правоохранительных органов постоянных отчетов.
Поэтому следует особое внимание уделить местной исполнительной власти, а именно — акиму Талгара. В принципе, наше законодательство вполне удовлетворяет запросам общества в плане отчетности перед населением. Теперь главное — осуществить это на практике. И речь здесь, как вы понимаете, не только об этом городе с 50-тысячным населением, а обо всей стране, обо всех казахстанцах. Ведь уроки из всего этого должны извлечь не только власти и приравненные к ним правоохранительные органы, но и все общество вместе с каждым его представителем в отдельности.
Безусловно, можно и нужно поддерживать те или иные инициативы в соцсетях, онлайн, сопереживать горю сограждан и требовать справедливости любыми законными способами. Но любая власть в абсолютно любой стране не будет меняться только через виртуальные лозунги. Поэтому на этот раз талгарцам надо со всей серьезностью отнестись к электоральной кампании. А мы, все остальные казахстанцы, будем за ними следить, не только сопереживая, но и учась.
Соответственное отношение следует ждать от местных и республиканских властей. Мы понимаем, что с точки зрения законодательства, никто не имеет право вмешиваться в избирательный процесс, но взять под контроль его законность — это уже не только право, но и обязанность и власти, и общества. Тем более, в ближайшие годы нам предстоят электоральные кампании по выборам акимов районов, городов областного значения и далее (выше) по иерархии.
Что касается «частного случая» именно с выборами талгарского акима, то пожелаем всем кандидатам удачи. Пусть выиграет наиболее достойный и сильный! Ведь новому главе города предстоит большая работа, в том числе по реабилитации института самой местной власти и повышения доверия населения, причем, независимо от того, кто и за кого проголосует 15 декабря 2024 года — в день голосования за будущее Талгара.
Фото из открытых источников