Аналитика

Туристический бизнес: чем заманить казахстанцев

Мурат Халилов

06.11.2024

Чего не хватает в Казахстане для развития внутреннего туризма

До последнего времени туризм в нашей стране не воспринимался всерьез ни самими казахстанцами, ни властями на всех уровнях. Говорилось много, что-то делалось, но в основном отрасль развивалась по принципу самотека и часто благодаря лишь энергии энтузиастов. Более того, понятие «внутренний туризм» и вовсе вызывало иронию. Однако времена стали меняться, а ситуация улучшаться. Многое еще предстоит, и со своей стороны мы рискнем дать несколько советов в данном направлении, а точнее — по нескольким направлениям.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Не родина Бората: мнения интуристов о Казахстане

Экотуризм: совмещая приятное с полезным

Казахстан туристский: обязательно для посещения

На прошлой неделе мы говорили о том, что привлекает и что может оттолкнуть зарубежных гостей от нашей страны, заодно пообещав рассказать о явных и скрытых проблемах с туристической отраслью. А сегодня мы решили подойти к теме немного с другой стороны. Понятно, что некоторых интуристов может привлекать то, что для наших — это обыденность и даже «отрицательная привлекательность». Как, например, наши базары. С другой стороны, проблемы, на которые они указывают, для казахстанцев являются повседневностью. Но надо исходить из формулы — если нравится самим и развивать это до должного уровня, то и иностранцам это может прийтись по душе. В общем, будем исходить из чисто национальных интересов, но не забывая, что казахи всегда славились своим гостеприимством.

Вообще, следует заметить, что понятие «внутренний туризм» у нас воспринимается двояко. Для многих это нечто абстрактное и исходящее скорее из самой формулировки, а не из действительности. И это вызывает скепсис в обществе. Да и официальные показатели порождают недоверие. Мы не будем их приводить, хотя отметим, что цифры эти растут, а в международном рейтинге развития и привлекательности с точки зрения туризма Казахстан где-то посередине — из 117 стран мы занимаем 67 место. При этом нельзя сказать, что мы «середняки», поэтому показатель необходимо ежегодно повышать, заманивая интуристов и, главное, стимулируя интерес самих казахстанцев.

Проблем в этой отрасли много, но мы сегодня не станем говорить о банальных и чересчур очевидных вещах — о сервисе и отсутствии такового, плохих дорогах и туалетах вдоль них, информационной активности «на троечку» и так далее. Следует отметить, что многие из нас являются внутренними туристами, даже не подозревая об этом. И поэтому на данном тапе трудно давать объективную оценку.

Можно ли считать тех, кто регулярно или время от времени посещает своих родственников в других частях страны, «внутренними туристами»? Безусловно! Даже если они не живут в местных гостиницах, передвигаются сугубо на автотранспорте родных и не посещают музеи с театрами. Более того, даже если гости не потратят на себя ни тиын, они все равно попадают в эту категорию, но с некоторыми оговорками. Ведь, по сути, родственники все равно будут тратить на них свои деньги — кормить, покупать гостинцы, приобретать подарки, в том числе для тех, кто остался дома. А эти деньги идут местным предпринимателям.

Но, если исходить из правил менеджмента и формул прибыли, то получается просто пассивный доход без какой-либо продуманности и рекламы (если не считать выкриков на автовокзале «Тараз – два места – отъезжаем!»). Поэтому нужно искать другие методы, быть креативным. Начнем, пожалуй, с того, что есть, но пока не получило должного стимула к развитию.

Казахстан уникален не только своими размерами, но и тем, что практически в каждой его части найдутся исторические памятники, духовные святыни, культовые сооружения и (или) природные памятники, которые ежегодно притягивают тысячи человек. В некоторых местах их столько, что за неделю не обойти. Но при этом трудно найти обобщенную, точечную и актуальную информацию в одном месте. Плюсом может послужить то, что в больших городах появились туристические справочные пункты и интерактивные объявления, но, если честно, они напоминают что-то аналоговое, из прошлого.

Думается, в этом направлении не помешало бы чуть больше агрессивной рекламы. Особенно это касается малых городов и отдаленных пунктов. В этом плане ситуацию должны взять в руки органы местного самоуправления, включая маслихаты, депутаты которых нередко являются предпринимателями. Вы, наверное, с нами согласитесь, но в данном случае можно совместить приятное с полезным, развивая туристические объекты на местах. Ведь, повторимся, трудно найти в Казахстане уголок, который не был бы отмечен каким-либо историческим событием или памятником археологии. В общем, нужно больше информации и включение местных краеведческих музеев в обязательную программу приезжих — будь они гости из столицы, командировочные или просто транзитные пассажиры.

С природными заповедниками у нас, вроде бы, все нормально — о них известно со школьной скамьи. В этом плане говорить много не будем, а, опять-таки, напомним об общих проблемах — сервисе, дорогах, гидах и тех же туалетах. По большому счету, это напоминает наше отношение к подземным природным богатствам, которые мы качаем и продаем, не имея прямого отношения к их происхождению. То есть, нужно относиться к окружающему с любовью, бережливостью, а не только с гордостью и потребительством.

Мы понимаем, что это звучит как-то банально, но, когда сталкиваешься с этим в реальности, становится как-то грустно, и это может снизить впечатление от поездки и созерцания прекрасного. Кстати, с историческими и природными объектами у нас одна общая беда — нет достаточно хороших и креативных сувениров. В лучшем случае это банальные магнитики, причем иногда продающиеся по явно завышенным ценам и часто произведенные в КНР.

А теперь хотелось бы немного остановиться на приятном — на еде. Гастро-туризм у нас, к сожалению, развит не так, как хотелось бы. На поверхности только Шымкент с его обильными и недорогими угощениями, Сарыагаш — с самсой из казы и, наверное, Актау с Атырау, где можно отведать «фишбармак» (из рыбы). Конечно, каждый регион выделяется своими фишками в приготовлении традиционных казахских блюд. Например, в Кызылорде (и нигде больше) вам могут подать бешбармак вместе с пельменями на одном блюде. В Мангистау вы можете легко отведать верблюжатину. ВКО славится самым вкусным мясом, а Северный Казахстан – своими копченостями. Конечно, тут можно и поспорить, вспомнив павлодарскую картошку или украинский борщ в обычном кафе Костаная, но мы не для того, чтобы сравнивать или сеять межрегиональную вражду — тут дело в другом.

Почему бы на региональном, да и на республиканском уровнях не разработать соответствующий проект, когда каждая область, город или даже район будут участвовать в некоем конкурсе, представляя блюда, приготовленные по оригинальным рецептам и носящие названия, исходя из региональных особенностей. Просто представьте гастрономическую онлайн-карту Казахстана — даже в мыслях могут слюнки потечь. Ведь, приезжая в тот или иной город или поселок, мы задаем основной вопрос — где вкусно поесть, а потом уже возникает второй: куда сходить.

Кстати, говоря о сервисе на уже имеющихся туристических объектах, в первую очередь упоминают об отсутствии точек общепита, которые могут (и должны!) вызывать доверие. Поэтому, как нам кажется, нужно дать какой-то толчок для развития небольших кафе с определенными преференциями тем, кто будет развивать национальную кухню.

Не забудем мы о прямом назначении туриста — это отдых. Проблем, спорных моментов и непочатого края работы здесь много. Об этом много сказано и до нас, а также будет еще говориться. Причем почему-то эта тема поднимается лишь накануне так называемого «туристического сезона», хотя к нему, как и к выборам, следует готовиться заранее. Единственное, что мы можем отметить — те же пансионаты и дома отдыха на Алаколе (Балхаше, в Боровом, на Каспии) должно конкурировать не только между собой, но и с зарубежными отелями в Анталье и далее по списку популярных тур-маршрутов. В этом плане будем исходить от обратного (не так, как мы говорили вначале — привлекай соотечественников, а иностранцы сами потянутся): надо качеством и приемлемыми ценами переманить обратно казахстанцев, предоставив им возможность «выбирать отечественное», а заодно и заставить интуристов платить казахстанскому производителю.

К слову, представителям туристической отрасли Казахстана неплохо бы было иметь побольше сотрудников, владеющих двумя-тремя иностранными языками, а то нередко бывает, что на наших объектах и в меню нет надписей и информации даже на государственном языке. Впрочем, это уже другая тема для разговора.

Но самое главное, что надо сделать уже сегодня, не дожидаясь нового туристического сезона — это изменить отношение к внутреннему туризму в самом обществе. И действовать в этом направлении необходимо комплексно — одного желания «поддержать отечественного производителя» мало — нужно, чтобы и сам производитель что-то конкретное делал. Патриотические лозунги и призывы — это хорошо, но их надо скреплять конкретными программами на республиканском и региональном уровнях. А также — дать волю креативной молодежи, которая может предложить нечто новое, чего нет в этом материале.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Туристический бизнес: чем заманить казахстанцев

Французский уклон: чего ждать от визита Токаева в Париж

В этот день. Я Ленина видел!

Не родина Бората: мнения интуристов о Казахстане

Укрепляющий элемент единства

Вдохновляющее начало

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 06.11.2024

Касым-Жомарт Токаев поздравил Дональда Трампа с победой

НОВОСТИ | 06.11.2024

Влияние движения ЛГБТ на детей изучат в Казахстане

НОВОСТИ | 06.11.2024

Инфляция не сдается: цены в Казахстане продолжают расти

НОВОСТИ | 06.11.2024

Сколько казахстанцев боятся голода — статистика

НОВОСТИ | 06.11.2024

Мертвые души: 8 млн тенге похитил директор школы в Астане

НОВОСТИ | 06.11.2024

Фейковыми путевками торговала сотрудница лагеря в Рудном