Аналитика

В интересах Родины: полезные союзы

Мурат Халилов

23.10.2024

Часть II. Кто, как и почему определяет, что для страны и нации более важно, а что — менее?

Сегодня мы продолжим начатую в понедельник тему, связанную с обеспечением национальных интересов Казахстана во внешнеполитической деятельности Астаны. Оказалось, что далеко не все понимают, что это такое. Поэтому мы немного рассмотрим практику других стран, в том числе и в плане взаимоотношений с нашей. А заодно поймем, что же все-таки следует понимать под понятием «национальные интересы» и почему важно их соблюдать во всем.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В интересах Родины

Казахстан поможет

Предложение Токаева имеет историческое значение — эксперт

Грани национальных интересов

Вообще, действовать на внешнеполитическом поле, исходя из национальных интересов твоего государства — это естественно, и порой нет особой необходимости напоминать об этом. Даже официальный Минск, который нередко обвиняется в подыгрывании Кремлю, по большому счету, блюдет интересы Беларуси. Пусть это в определенной степени интересы диктатора, но это можно списать на издержки любого тоталитарного государства.

Можно привести примеры, когда те или иные державы исходят от противного — распространяют национальные интересы на окружающий регион или же в целом на мир. Тут может быть разный и даже совершенно противоположный подход. Например, это действия той же России, ее политический курс с остатками империализма, от которого она и страдает. Соединенные Штаты всегда могли обосновать этот вопрос, но нужно признать, что их политическое и экономическое влияние на остальной мир бесспорно (с хорошей стороны или не очень — вопрос отдельный).

Соседний Китай также однозначно и в последнее время удачно извлекает экономические выгоды для себя, налаживая связи с другими странами, в том числе и дальними (Южная Америка, Африка, почти вся Азия). Бесспорно его скрытое, через третьи руки, влияние на российско-украинский конфликт. Из свежего можно привести пример с заявлением правительства Южной Кореи об отправке военнослужащих КНДР в РФ, в котором было отмечено, что «это несет угрозу Республике Корея и международной обстановке в целом». Ким Чен Ын, при всем расположении к Кремлю, вряд ли посмел бы отправлять корейских солдат, не заручившись согласием Пекина.

Отдельно можно (и нужно) упомянуть Евросоюз и его членов. Внутри ЕС и нередко за его пределами они блюдут общие интересы, но и не забывают о своих собственных, национальных. Поэтому немного разочаруем некоторых наших гражданских активистов, которые надеются на «европейскую демократию» — там, конечно, ее соблюдают, но часто могут лишь выразить «сожаление» или «озабоченность» тем, что происходит за пределами Европы. Французские и немецкие СМИ во время визитов их лидеров в Казахстан много чего писали по этому поводу, но в итоге они возвращались на родину с выгодными контрактами в области энергетики, транспорта, инвестиции и даже культуры. Добавим — взаимовыгодными контрактами и договоренностями.

Информационный повод

Говоря в прошлый раз о национальных интересах РК, мы закончили предстоящим на тот момент визитом главы МИД Чехии Яна Липавского. Как и предполагалось, были достигнуты конкретные договоренности в области энергетики, оборонной промышленности и воздушного транспорта. Не будем все перечислять, но отметим, что глава чешского внешнеполитического ведомства уехал (через Ташкент) вполне довольный. Его казахстанский коллега и президент РК, судя по официальным сообщениям и опубликованным релизам, также добились желаемого — причем, как раз по нашей теме: исполнения национальных интересов. При этом, практически по всем позициям, включая «оборонку» и уран, Казахстан продемонстрировал свою самостоятельность, невзирая на «непобедимых» соседей.

Это, может быть, является естественным или само собой разумеющимся, но в нынешних реалиях для некоторых наблюдателей выглядит неким геройством. Впрочем, на различные инсинуации и комментарии извне Акорда всегда предпочитала не обращать внимание. Ведь они никак не могут испортить чересчур прочные отношения с той же Россией или пошатнуть стратегическое партнерство с Евросоюзом. Другими словами, Казахстан уже давно выработал четкую позицию в этом плане, но следует признать, что многие наблюдатели, в том числе зарубежные, усвоили это только недавно. Не все, к слову, усвоили.

Если, опять-таки, брать происходящие в эти дни события, то следует вспомнить о саммите БРИКС в Казани. О нем и о том, почему Казахстане не спешит вступать в этот «клуб полезных связей», мы, опираясь на мнения политологов и собственные размышления, также рассказывали на прошлой неделе, и теперь видно, что мы оказались правы. Скажем коротко, если бы существовал какой-то конкурс среди лидеров стран мира по дипломатической практике, то Токаев, несомненно, получил бы высший балл. И дело, подчеркнем, здесь не только в Касым-Жомарте Кемелевиче и его профессиональных качествах, но и в правильной оценке «экзаменаторами» тактики действий Акорды.

Тут, наверное, необходимо добавить один нюанс. Некоторые наблюдатели и независимые (потому что от них мало что зависит) политологи, оправдывая те или иные действия руководства страны, говорят, что мы вынуждены выбирать из двух зол меньшее. Да, это удобная формулировка, но, во-первых, никто не нуждается в оправдании. Ведь, в конце концов, Акорда и МИД — это не нашкодившие второклассники, которые, стоя у школьной доски, должны придумывать что-то, чтобы выглядеть не такими плохими. Во-вторых, как отмечалось выше, внешняя политика Астаны, построенная на принципах соблюдения Устава ООН, с одной стороны, и отказа от выступления с кем-либо в конфликтные отношения (особенно, с давними партнерами), уже давно налажена, а если кто-то ее понимал по-своему, то это не наша беда.

Вместо заключения

Но что же такое «национальные интересы»? Как и кто определяет, что для нас более важно, а что — менее? Тут можно было разместить небольшую лекцию на заданную тему или оформить отдельный материал. Но мы ограничимся главными, на наш взгляд, постулатами.

В первую очередь (и с этим вряд ли кто-то не согласится) — это наша независимость. Кто-то может сказать, что это понятие тоже относительное, а в некоторых устах — слишком пафосное, но все же, учитывая события января-февраля 2022-го и всего того, что произошло после, к нему относишься уже по-другому. Но при этом надо понимать, что угрозы нашей независимости существуют как извне, так и изнутри, о чем мы (и не только мы) уже не раз говорили.

По идее, следующими в соблюдении национальных интересов должны идти политические моменты, но практика показывает, что более важна экономическая составляющая. Никто не спорит, что политика и экономика тесно взаимосвязаны, а если речь идет о республиканском уровне, то политико-экономическая основа страны является неким монолитом, на котором и держатся и страна, и власть, и народ. Но при всем этом практически все отмеченные нами выше внешние связи Казахстана с другими странами носят прежде всего экономический характер — начиная с торговых взаимоотношений и заканчивая зарубежными инвестициями, и как раз служат ее, экономики РК, развитию. И, естественно, исходят из интересов страны. В любом случае, мы еще не видели какого-то четко и доказательно сформулированного аргумента против того или иного контракта или даже меморандума.

Кто этим занимается? Тут ответ однозначный — руководство страны в виде президента, правительства, нацкомпаний. Это логично выходит из «табели о рангах», Конституции и всего отечественного законодательства. Однако отметим, что чисто с политической точки зрения защита национальных интересов должна возлагаться на общество. Мы понимаем, что политические решения принимают все тот же президент с правительством, но определенное влияние в различных вариантах должны оказывать мы с вами. Для этого существует множество вариантов, включая даже мирные собрания или публикации с комментариями в социальных сетях.

Особое значение в этом имеют депутаты – как обеих палат парламента, так и маслихатов всех уровней. Через них мы можем высказывать свое мнение, доводить его до высших эшелонов власти и зарубежных наблюдателей. Впрочем, о мощи гласа народа и необходимости его проявления мы говорим постоянно и не устаем об этом повторять. Ведь, согласитесь — если молчать или ждать, что кто-то скажет важную мысль за тебя, ничего не изменится. Тем более, не секрет, что на разных этажах власти все еще существуют чиновники, которые прежде всего гонятся за личными или клановыми интересами, отодвигая государственные и национальные на второй или третий план. Более того, есть и те, кто осознанно или по привычке может работать на другое государство, ассоциируя себя именно с ним.

И последнее. Соблюдать национальные интересы страны, как ни странно, можно и в союзничестве с другими государствами — особенно, с теми, с кем ты близок ментально, географически и по крови. Тут мы закончим тем, с чего начали первую часть — с цитирования выступления президента Токаева на пленарном заседании Astana Think Tank Forum в прошлый четверг. Там он, кроме прочего, сказал относительно сотрудничества с соседями по региону: «Мы абсолютно привержены региональной политике, тесному сотрудничеству со всеми нашими ближайшими соседями в Центральной Азии. Чем шире мы будем сотрудничать, тем лучше для интересов Казахстана и других стран Центральной Азии. Нынешняя ситуация сильно отличается от той, что была, скажем, 10 лет назад. Сейчас у нас развивается активное сотрудничество, налажены многогранные связи по широкому спектру вопросов. Главы государств Центральной Азии регулярно проводят встречи, где «сверяют часы». Эти встречи весьма продуктивны. Так что мой ответ вполне ясен. Наши политические принципы направлены на укрепление стратегического баланса. Я думаю, что Центральная Азия становится все более заметной на карте мира. Я надеюсь, что мои коллеги в Центральной Азии согласятся с этим».

Тут, наверное, комментарии не нужны. Советуем читателям самим сделать выводы из сказанного, но в качестве подсказки отметим, что здесь речь как раз о взаимодействии двух главных аспектов нашего двухсерийного материала — соблюдение национальных интересов и продвижение Казахстана в роли средней державы.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте