Четырнадцатый год в верховьях Алматы разрушаются корпуса госпиталя для ветеранов войны, чернобыльцев, пострадавших от взрывов на семипалатинском полигоне. Будет ли когда-нибудь он построен? Этим вопросом вновь задались сами ветераны.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
И каждый раз мне хочется кричать…
14 лет ожиданий
Выездное собрание представителей всех ветеранских групп предложил провести председатель общественного объединения «Союз ветеранов Афганистана» Мурат Абдушкуров. Практически четверть века Мурат Мухтарович находится в рядах ветеранского движения и все проблемы знает назубок. Если раньше жизнь и здоровье тех, кто выполнял свой воинский долг, защищая Родину в самых разных концах мира, охранялись государством, то сегодня многие предоставлены сами себе.
Лечение в госпитале, затем реабилитация и обязательная санаторно-курортная терапия — сегодня все это ветераны вспоминают как нечто из области фантастики. Просят только об одном — обеспечить лечение в их госпитале. О другом они уже и не мечтают. Многие из них и не знают, что в своем сентябрьском Послании народу Казахстана президент страны в числе приоритетных направлений развития отметил: «Необходимо реализовать комплексные меры для укрепления здоровья нации и перезагрузить систему социальной поддержки граждан».
Но ведь об этом и говорят ветераны. Седовласые, некоторые с палочками, мужчины радовались встрече друг с другом и вспоминали то время, когда они проходили лечение в госпитале, где теперь стоят только стены. Некоторые даже прошлись по коридорам, указывая, в каких палатах лежали. Многих из них лечила главврач Гаухар Джумасеитова. И спустя годы Гаухар Тазабековна вспоминает каждого из своих пациентов. Это здорово, если врач помнит своих больных, но на вопрос, когда же начнут долгожданное строительство госпиталя, она отвечает, что все документы направлены в министерство здравоохранения (госпиталь находится на балансе Минздрава), и новое руководство их изучает.
Напомним, что Акмарал Альназарову назначили на должность министра здравоохранения еще в феврале этого года. Неужели за столько месяцев у нее не дошли руки изучить документы по госпиталю? Как это назвать? Саботаж, неисполнение указаний главы государства? Пусть каждый, кто сталкивается с системой здравоохранения, подберет определение сам.
А я вернусь к выступлениям участников выездного собрания. После того, как Мурат Абдушкуров обрисовал ситуацию, страсти стали накаляться. Выступающие напомнили, что госпиталь был построен в 1963 году и в нем ежегодно лечились десятки ветеранов локальных конфликтов, чернобыльцы и пострадавшие от взрывов на Семипалатинском полигоне. В 2010 году в одной части главного корпуса дала трещину стена, и госпиталь закрыли. С тех пор ветеранам обещают построить новое здание, так как прежнее совершенно непригодно к восстановлению, но воз, как говорится, и ныне там.
Гаухар Джумасеитова, пытаясь унять страсти, заявила, что не должно быть никаких кривотолков, все документы на госпиталь в порядке и никаких особняков на его территории не будет. Однако ей возразили, напомнив, что прежде госпиталь располагался на 24 гектарах в предгорьях Заилийского Алатау, но часть земель была отторгнута, и там построены фешенебельные особняки. Понятно, что место прекрасное, сам воздух лечебный, поэтому неудивительно, что столь лакомый кусок мог кому-то приглянуться. И, возможно, как раз с этим связано то, что 14 лет не могут решить вопрос со строительством нового здания.
Выплеснув эмоции и немного успокоившись, участники собрания подписали очередное открытое письмо президенту страны (копию направят министру здравоохранения).
О чем говорится в письме
«В очередной раз к Вам обращаются ветераны Великой Отечественной войны, участники войны в Афганистане, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащие из категории «солдаты особого риска», участники локальных военных конфликтов, граждане Республики Казахстан пострадавшие от техногенных катастроф. Мы выражаем свою озабоченность, связанную с Республиканским клиническим госпиталем для инвалидов Отечественной войны в городе Алматы.
Республиканский клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны (далее — госпиталь) основан в 1943 году. Имел два корпуса по адресу: г. Алматы, ул. Ладушкина, 120А (основной корпус на 180 койко-мест) и ул. Каблукова, 129А (вспомогательный корпус на 80 койко-мест).
В августе 2010 года основной корпус госпиталя, который расположен в престижном районе Алматы, предгорьях Заилийского Алатау, был закрыт. Причина — трещина в стене одного из корпусов. Руководством министерства здравоохранения еще в 2010 году было сказано, что на этом месте будет построено новое ультрасовременное здание на 240 койко-мест, для участников ВОВ и лиц, приравненных к ним, ни один гектар территории госпиталя не будет использован не по назначению. Ежегодно от руководства министерства здравоохранения мы получаем обнадеживающие ответы, что строительство госпиталя будет начато со следующего года, однако до настоящего времени строительство так и не началось.
До закрытия главного корпуса госпиталя в нем проходили лечение и реабилитацию сразу 180–200 ветеранов со всего Казахстана, к тому же медицинская помощь нашему контингенту продолжает оставаться востребованной, и контингент госпиталя увеличивается с каждым годом. В нижнем корпусе госпиталя, рассчитанном на 80 койко-мест, проходит лечение более 150 человек. В палате, рассчитанной на двоих человек, в настоящее время лежат по четыре человека. Люди, кто с честью исполнил свой гражданский, воинский долг перед Родиной, вынуждены годами стоять в очереди на госпитализацию и получение квалифицированной медицинской помощи.
Нами был тщательно изучен опыт работы современных госпиталей соседних республик. К примеру, в Республике Беларусь функционируют 10 современных госпиталей, которые оказывают помощь для участников войны и жертв Чернобыльской аварии, в Российской Федерации 60 современных госпиталей.
Уже в течение 14 лет мы ждем ответы на следующие вопросы:
- Что мешает убедить правительство РК в необходимости строительства госпиталя?
- Когда начнется строительство нового госпиталя?
- Может быть, у кого-то есть другие планы на этот земельный участок?»
Ветераны не теряют надежды, что это обращение будет услышано и наконец-то в верхах обратят внимание на нужды 800 тысяч человек.
Фото из открытых источников