Общество

Pegas и паспорт вакцинации

Мирас Нурмуханбетов

27.07.2021

Во всем цивилизованном мире борьба с коррупцией приобретает широкий размах, но при этом с точечными ударами. У нас на словах, конечно же, это тоже прослеживается, но формула «пчелы против меда» сводят все старания на нет. Показательными примерами являются скандал вокруг прослушки и, как ни странно, торговлей паспортами вакцинации. И если первое в большей степени относится к обитателям столичного Левобережья, то второе – исключительно ко всем остальным казахстанцам.

Сначала коротко разберемся, почему мы упомянули международный скандал вокруг системы Pegas. Дело в том, что эту тему раскручивает OCCRP – Центр по исследованию коррупции и организованной преступности, который работает в сотрудничестве с другими авторитетными международными организациями и влиятельными СМИ. Они как раз и «слили» им информацию о 50 000 абонентах, чьи телефоны оказались под возможной прослушкой. А вообще, OCCRP специализируется именно на расследованиях коррупционных преступлений и транснациональных ОПГ. Их доклады ложатся в основу национальных расследований, парламентских слушаний и даже являются толчком для совершенствования антикоррупционного законодательства тех или иных стран.

Но других мы касаться не будем – сконцентрируемся только на нашей стране. Тем более, Казахстан на этот раз тоже «прославился» тем что не просто «засветился» в «Пегасе», но и привлек внимание зарубежных наблюдателей тем, что практически проигнорировал этот скандал. Действительно, в то время, когда мировые лидеры стали заявлять о смене телефонов и начале расследований, наши сделали вид, что ничего серьезного не происходит. И это при том, что возможными фигурантами прослушек по большей части стали власть имущие и олигархи.

Можно было развить эту модную тему, выстроив конспирологическую теорию о том, что наверху все друг друга слушают, что грядут «очередные внеочередные» выборы президента, что у казахских спецслужб все «на крючке» и так далее. Но это немного банально и даже скучно. В этом плане нужно подумать: что такого могли говорить фигуранты из списка OCCRP, если они «поймали тишину»? Ведь если присмотреться, то многие из представителей власти, попавшие в этот список, могут являться потенциальными объектами внимания международных расследователей, как подозреваемые в финансовых и коррупционных преступлениях. Может быть, они больше опасаются того, что тем, кто выудил данные о прослушках, стали известны и более интимные детали?

Если подходить с этой позиции, то дело становится куда более интересным, пусть даже вероятность того, что данные из «айфонов» фигурантов стали известны расследователям минимальна. Кстати, здесь надо напомнить, что OCCRP, равно как и, скажем, Международный консорциум журналистов-расследователей, пользуется только открытыми источниками и теми, что потом можно (нужно) будет предъявить в суде, а незаконно полученные данные просто могут быть проигнорированы. Однако такие данные могут стать неким толчком для расследования, и учитывая, что в современном мире невозможно провести ни одну транзакцию, где-либо не оставив след. Все эти уловки в виде прогона капиталов через офшорные фирмы, перепрятывание активов, переписывание их на «левых» людей и так далее ничем не помогут. По большому счету для журналистов-расследователей международного уровня достаточно только имени-фамилии, чтобы покопаться и докопаться. Вот именно с этой точки зрения интересно, кто еще проявится на этой неделе в «выборке» OCCRP. Понятно, что все 2000 фамилий публиковать не будут, однако имена тех, кто будет обнародован, тоже могут дать пищу для размышлений.

Как отмечалось, собственно журналистов в казахстанском списке мало. Это тоже показательный момент, демонстрирующий то, что кланы в Казахстане больше озабочены слежкой друг за другом, чем за общими оппонентами. С другой стороны, это говорит, что в стране очень мало настоящей журналистики, специализирующейся на расследованиях. Другими словами, особо следить не за кем. Да и есть другие способы, чтобы держать на контроле независимых журналистов и гражданских активистов. А то, что многие пошумят и перестанут – это особо не волнует ни фигурантов списка, ни тех, кто их заказал.

С этой точки зрения обращает на себя внимание реакция общества. По большому счету оно не было особо удивлено и как обычно жаждало «продолжения банкета» и оглашения всего списка. В принципе, понятная и ожидаемая реакция плебса, но дальше желания быть наблюдателем общество не пошло, не стало задумываться над более глубинными вопросами и проводить аналогии. Это касается и большинства СМИ. Странно, хотя борьба с коррупцией благословенное Нур-Султаном дело, но когда дело доходит до конкретики, то либо тема оказывается под запретом (учитывая, что владельцами таких СМИ зачастую являются фигуранты списка OCCRP), либо она размазывается до такой степени, что не видно ни лиц, ни сумм.

В общем, создается впечатление, что граждане Казахстана ничем особым не отличаются от властей в антикоррупционной деятельности. Это в большей степени происходит не от того, что у казахстанцев нет особых рычагов (есть они, но об этом в другой раз), а потому что им это не особо надо. Ярким примером этого является бойкая торговля паспортами вакцинации. Казалось бы, это должно вызывать возмущение среди тех, кто называет себя гражданским обществом или в крайнем случае скромное молчание с выражением лица, что это вас не касается. Но, нет, оказалось, что среди нас немало тех, кто открыто оправдывает возможность купить такой паспорт. Более того, что каким-то образом называется соблюдением прав человека и возможностью обойти обязательную вакцинацию. Понятно, что у некоторых антипрививочников с логикой не все в порядке, но в любом случае оправдывать коррупцию – это, мягко говоря, не вдохновляет.

Впрочем, что можно взять с тех, кто сам с готовностью «дает на лапу» гаишнику за нарушение ПДД, «продвигает» ребенка в очереди в детсад, наплевав на тех, кто стоит там годами, «подмазывает» преподавателей своих чад в вузах и так далее. Мы уже не говорим об участии в больших и малых тендерах и других фактах коррупции среднего уровня. Естественно, можно все это списать на то, что государство само стимулирует своих граждан к даче взятки на разных уровнях, но, согласитесь, это не очень убедительная отговорка, хотя и имеющая под собой реальную основу.

Дело в том, что наше государство удачно (по крайней мере, оно так думает) манипулирует пандемией и всем, что с ней связано. Граждане уже давно не верят ни в официальную статистику (заболеваний и смертей), ни в пользу вакцинации, ни во что. И это такое положение вещей, похоже, выгодно обеим сторонам – и государству, и народонаселению, которое воздвигло свое неверие в ранг религии и не хочет с этим расставаться. Все это понятно, но здесь есть одно существенное «но».

Надо просто вспомнить, что для государства все мы – просто статистика. Оно, по большому счету, не может заразиться коронавирусом, да и коррупция вряд ли его погубит (наоборот – оно за счет нее существует, особенно при наличии готовых платить граждан). А болеют как раз-таки казахстанцы, простые и непростые, привитые и нет. Вакцинированные, как показывает практика, болеют меньше, хотя среди них, скорее всего, немало и купивших паспорта. Но дело не в них. Сколько бы мы не спорили относительно обязательной (принудительной) вакцинации, гражданских правах (в том числе праве на здоровье) и тотальном неверии государству, на все это вирусу попросту наплевать – в прямом и переносном смыслах. Но создается впечатление, что в коррумпированном государстве с полным отсутствием диалога между властью и народом, вирус распространяется быстрее и жестче. Разве не так?


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте