Накануне двойного дня рождения государственного масштаба в гражданско-виртуальном обществе Казахстана и за его географическими пределами продолжается бурное обсуждение пары новых памятников первому президенту. Казалось бы, мы вольно или невольно знаем все об грядущем празднике. Но кое-что нужно уточнить, кое-что добавить и кое на чем задуматься. Повод и время-то есть.
Как-то (покойный ныне) Туркменбаши с рабоче-диктаторским визитом посетил Астану. Это было еще в начале «нулевых», когда в парламенте иногда вспыхивали депутатские баталии, некоторые младотюрки были еще во власти, а дата Дня рождения столицы была другой и не «красной». Прибытие Ниязова выпало аккурат на 6 июля, и Сапарамурад искренне удивлялся, что это обычный рабочий день в стране, в том числе и для ее тогдашнего президента. Мы тогда мило улыбались наивности туркменского гостя, в душе гордясь, что наш авторитаризм подемократичнее будет, а их демократия – поавторитарнее.
Прошло сравнительно немного лет – одни президентские и пара парламентских выборов – и в Туркменистане уже стали планомерно убирать памятники Ниязову, а «Рухнаме» постепенно вытеснялась свежими трудами Бердымухамедова. В Казахстане же к тому времени (шел 2010 год) за 18 минут был совершен очередной конституционный переворотик по части полномочий и образа первого президента и на всех углах заговорили об открытии его прижизненного памятника. Наиболее громко об этом стали заявлять в Шымкенте, причем настаивая именно на золотой скульптуре (даже предлагалось соорудить неоднозначную композицию, на которой Нурсултан Абишевич держит руку на Конституции). Еще и мажилисмен Сыздыков об этом с высокой трибуны заявлял, но всех опередил президент Турции Абдулла Гюль, а вскоре после этого там уже появилось первый памятник.
Впрочем, у нас нет ни желания, ни потребности заострять внимание на памятниках Назарбаеву – сегодня речь не о них и не о нем. Но все же нужно отметить два момента: на самом деле первое бронзовое его изображение появилось на барельефе монумента Независимости в Алматы в начале 90-х, в той его части, где «говорится» о принятии этой самой независимости, а вообще на сегодняшний день таких изображений насчитывается пара десятков. Один из них, в Днепродзержинске (ныне Каменское), вроде бы хотели демонтировать по призыву местных коммунистов еще в 2013 году, но позже в Незалежной «демонтировали» самих коммунистов.
В большей степени следует заострить внимание на культе личности, которого у нас в стране вроде бы нет, сама личность всячески этому противостоит, но исполнители и «народ» часто настаивают на своем. Из этого следует логичный вопрос: а на какие средства и по каким категориям расходов устанавливаются подобные памятники? Если народонаселение не против таких трат, то оно имеет право знать, во сколько это ему обошлось. Но общество, если и задается таким вопросом, то только изредка, в основном, почему-то все виртуальные противники смакуют возможность расправиться с этими памятниками «как только, так сразу». Однако еще раз подчеркнем, если мы уж хотим жить в правовом государстве, то и прежние памятники нужно сносить только в законном порядке. Например, для начала хорошо бы их исключить из соответствующего реестра памятников, хотя бы для того, чтобы не привлекать к административной или уголовной ответственности тех, кто надругается над свергнутыми вождями.
По большому счету вирутальные возмущения и какие-то онлайн-намеки нельзя назвать настоящими протестами. Большинство из протестного электората готово накинуться на изваяния (причем чужими руками), но только после «Часа Х». Несерьезно это, честное слово. С другой стороны, все эти «недовольные» могли бы протестовать другим путем: даже если не выходить на несанкционированные митинги или одиночные пикеты, можно было просто выйти на работу в эти полунедельные выходные, тем самым выразив свое «фи» имениннику. Так что, с обществом тоже все понятно, как и с властью. Эти «понятности», к слову, объясняются тем, что власть и общество у нас живут в разных мирах, которые физически (и политически) соприкасаются крайне редко.
Но это отдельный разговор. Что касается будней, то стоит обратить внимание, что памятники в Туркестане и Нур-Султане открыты не в день рождения (столицы) и не накануне этого светлого, а заодно и выходного дня, а под конец удлиненной рабочей недели. Это говорит о том, что сделано это действующим президентом и местными властями в ходе рабочего графика, за что они получают зарплату (точнее, мы им платим зарплату). К слову, в тот же день в столице были открыты памятники Дине Нурпеисовой и Канышу Сатпаеву (кстати, выполнены в более художественной форме), а вскоре появились скульптуры в память лидеров Алаш Орды. Таким образом, изваяние Назарбаева может являться лишь частью монументального плана Акорды и местной администрации по «выстраиванию платформы для духовного возрождения нации». И никак иначе!
Если говорить о самом дне 6 июля, то на него приходится несколько других праздников. Возможно, поэтому наши власти решили не совмещать последние мероприятия с ними. Например, с Всемирным днем поцелуев (утвержден ООН с четверть века назад). Интересно, что в этот день по всему миру принято не только проводить свадьбы и устраивать конкурсы на самый длинный поцелуй, но и другие соревнования, связанные с филематологией – прикосновением губами к кому-либо или чему-либо для выражения любви, в знак почтения и так далее. Но и здесь мы прервем развитие своих мыслей, а за то, кто, куда и кого будет целовать, отвечать не будем – сами думайте.
А еще 6 июля в Православном календаре отмечен, как «празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери» (в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году). С исторической точки зрения, конечно, сомнительное «спасение» и этот повод натолкнул нас на мысль как-нибудь обратиться к теме взаимоотношений Руси с кочевниками (теми же печенегами и прочими «басурманами»), но это в другой раз. Впрочем, как день перерождения Первопрестольной отмечать тоже можно. Не остались в стороне от этой даты и буддисты – именно 6 июля ими празднуется день рождения Далай-ламы (Тензин Гьяцо), главы правительства Тибета в изгнании, лауреата Нобелевской премии Мира аж 1989 года. Совпадение? Вполне возможно.
Ладно, про совпадения, мнимые и действительные, больше не будем. Просто под конец зададимся вопросом (благо, выходные позволяют): а как вы действительно относитесь к «памятным» подаркам на День столицы и насколько контрасно измените свое отношение к нему сразу после того, как он перестанет быть «красным днем календаря»? Не спешите с ответом, так как вопрос относится к вам, дорогие читатели, а не к именинникам.