В республике опять началось то, что у нас принято называть выборами. На этот раз власти решили не раздувать большого информационного шума вокруг этого действа, что, в принципе, согласуется с молчанием избирателей. Между тем происходящие события можно назвать «демократическим прорывом», хотя и не до конца понятно – в какую сторону этот прорыв.
Мы уже поднимали вопрос о выборности акимов сельских округов. Об этом говорила оппозиция еще в конце прошлого века, имея на руках целую программу развития местного самоуправления. Об этом же сказал Касым-Жомарт Токаев в рамках своего прошлогоднего послания, заметив, что этот вопрос «давно назрел». Таким образом власть перехватила инициативу и ее претворение в жизнь уже было обозначено, как следующий этап политических (демократических) реформ нынешнего обитателя Акорды.
После этого запустился механизм законотворческой деятельности, который сводился к редактированию имеющихся нормативно-правовых актов относительно выборов и местного самоуправления. Все это, конечно, делалось быстро и без привлечения общества, не то что сооружения законопроекта, но даже его обсуждения. Впрочем, как говорится, что произошло, то произошло. Последним аккордом Акорды стало постановление второго президента, которым он внес некоторые корректировки в указ первого, который касался регламента работы маслихатов.
Казалось бы, причем здесь маслихаты, когда речь идет о выборах акимов? Дело в том, что поправки прямо относились к ним. Главной из них стало то, что теперь акима (только сельского) может снять сход местной общественности. В принципе, это логично – если народ выбрал, то он может и уволить. Странно только, что такая же логика не прослеживается в отношении других выборных должностей – президента и мажилисменов. Механизм этот еще не прописан, но, скорее всего, он будет в руках тех же маслихатовцев, хотя формально решает избиратель.
Таким образом власти превентивно обезопасились на случай, если вдруг произойдет неожиданное – в каком-то из 800 округов будет выбран человек, который не станет подчиняться приказам сверху или вдруг самовольно станет распоряжаться местным бюджетом, пусть небольшим, но без согласований. Конечно, есть и другой вариант устранения «не того» акимчика, который был предусмотрен ранее при условии, если маслихат дважды не примет его, сельского акима, отчет, но это может затянуться на месяцы.
Накануне этого постановления Акорды прошло заседание Центризбиркома, на котором был принят целый пакет документов, касающихся предстоящих выборов акимов сельских округов. Это и типовые документы для кандидатов и их доверенных лиц, и списки избирателей, и протоколы голосований, и так далее. Кроме прочего, был разработан и разослан по территориальным избирательным комиссиям проект календарного плана проведения избирательной кампании. Не вдаваясь в подробности, отметим, что выдвижение кандидатов заканчивается за 15 дней до дня голосования.
И здесь начинается самое интересное. На следующий день после заседания Центризбиркома на сайтах ряда районных и некоторых областных акиматов стали появляться неприметные сообщения теркомов о том, что уже 25 июля состояться эти самые выборы. Это заметили несколько СМИ, да и большинство из них со ссылкой на пост помощника президента по политическим вопроса Ерлана Карина в Telegram. Хотя по идее информацию об этом важнейшем общественно-политическом событии 2021 года обязан был распространить ЦИК РК, который, как оказалось, ограничился только дежурными сообщениями о прошедшем в прошлый четверг заседании.
Отметим, что местные (районные) газеты, даже если бы захотели оповестить земляков о начале предвыборного марафона и, соответственно, регистрации кандидатов, то не смогли бы это сделать, так как большинство из них выходит по пятницам, а верстаются в четверг. Так что, сельчане, привыкшие черпать информацию из районок, узнают об этом лишь в конце этой недели. Таким образом у того, кто захочет выдвинуть себя на пост кандидата в местные акимы, есть только семь дней на сбор и сдачу документов.
К слову, кандидат должен иметь высшее образование, пару лет работы на госслужбе, несколько других, менее существенных (но с возможностью придраться) условий, а также взнос в размере одной минимальной зарплаты. Что касается поддержки земляков, то в подписном списке достаточно иметь 1% от числа избирателей в данном округе. Если в среднем в отдельном сельском округе числится 5000 тысяч граждан с правом избирать, то нужно собрать 50 голосов поддержки. Вроде бы, немного, хотя предполагается, что могут строиться препоны на разных уровнях. Здесь все зависит от конкретного кандидата, конкретного округа и протестных настроений в нем.
Если говорить в целом о стране, то подобные действия (и кое-где – бездействия) властей здравомыслящие граждане хорошо понимают: внедряемая в жизнь инициатива президента вряд ли может в полной мере попадать под «демократические реформы». Ведь с одной стороны нет особого смысла в избираемом акиме сельского округа, если над ним стоит райаким, назначенный областным, а еще выше – областной, поставленный президентом. Они все, хочешь – не хочешь, придерживаются генеральной линии партии, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и втекающими распоряжениями. Коротко говоря, целесообразно было бы вводить повсеместные прямые выборы акимов всех уровней, причем одновременно – в целях экономии бюджетных (и партийных) средств и нервов независимых наблюдателей.
Судя по восторженным сообщениям в официальной прессе (например, в «Казправде»), предстоящие выборы вместе с упомянутой инициативой Акорды призваны соблюсти главный принцип – доверие к власти. Странная, конечно, логика, но вполне объяснимая, если учитывать опыт хотя бы прошлогоднего праймериза. Тогда, надо отдать должное, многие активисты купились на заявление о перезагрузке партии Nur Otan, но в итоге «получилось, как всегда».
То же самое с большой долей вероятности произойдет и на этот раз. Но в отличие от прошлой кампании излишний пиар и громкий хайп властям не нужны. Напротив, под шумок пустого лозунга о «шаге в сторону демократии» без лишнего шума и пыли хотят провести «избирательную кампанию», которая в лучшем случае будет ходьбой на месте. Впрочем, это тоже своего рода «перезагрузка», но строго в рамках транзитного периода, о котором многие уже стали забывать.
При этом, естественно, власти постараются создать хорошую мину при плохой игре. Тем более, что на мнение международных наблюдателей на этот раз особо наплевать не получится. В отличие от отечественных. Но это, как и реакция общества и его готовность к выборам, уже отдельный разговор. Тем более, оно, общество, еще особо не проявляло себя. Возможно, это как-то проявится в течение 7-10 дней, но пока приходится констатировать, что гражданский сектор без вдохновения воспринял новости об «электоральном счастье».