Накануне очередных президентских выборов в США в соцсетях отмечается рост количества «экспертов» по американскому избирательному праву. На этот раз выяснилось, что они еще специалисты по снайперскому оружию, хорошо разбирающиеся в делах Секретной службы. Если серьезно, то не секрет, что от того, кто получит временную прописку в Белом доме, зависит ситуация не только в самих Штатах, но и во всем мире на ближайшие четыре года. Но есть и фундаментальные основы, которые не меняются от того, демократ или республиканец станет президентом страны. И именно от этой «генеральной линии» следует исходить, говоря о взаимоотношениях Вашингтона и конкретно Астаны.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Новый мировой порядок или чрезмерные амбиции?
Третья мировая война на пороге?
Их выбор
Для начала стоит подчеркнуть, что независимо от того, как политика США влияет на ситуацию в мире, выборы нового хозяина Белого дома — это внутреннее дело этой страны и зависят они только от волеизъявления американцев, имеющих право голоса. Вам бы, например, не понравилось, когда иностранные граждане стали бы наперебой советовать нам, кого выбрать президентом Казахстана, с умным видом рассуждая о плюсах и минусах того или иного кандидата. Поэтому мы тоже не будем этого делать, но оценить общую ситуацию нам никто не запрещает.
В этом плане следует отметить, что американцы также исходят из своих гражданских и социально-экономических интересов, рассуждая о том, как будет жить страна при демократе или республиканце, а заодно перебирая личностные качества и практику кандидатов. Безусловно, в большой предвыборной кампании в США не обходится без элементов и правил шоу-программы, но это уже часть американского менталитета, что нас тоже должно мало касаться.
От политического и гражданского менталитета также зависит и сам выбор как таковой. В Штатах, как нам видится, существует три незыблемые политико-правовые основы, которые прямо влияют на этот менталитет. Это — свобода слова, прецедентное право в судопроизводстве и прямые президентские выборы, как таковые. Эти три основы тесно переплетены и часто могут сталкиваться, но при этом не конфликтовать, а дополнять друг друга. Скажем, президент страны (действующий или бывший) может легко быть вызван в суд для дачи показаний или даже оказаться привлеченным к ответственности, пресса легко это все освещает, но при этом они спокойно участвуют в выборах. Ну, относительно спокойно.
Яркий 2024-й
Нынешняя ситуация это достаточно ярко подтверждает. Единственный сын одного из основных кандидатов был привлекается к ответственности за незаконное ношение оружия (тоже одно из фундаментальных прав американцев), а другой сам уже прошел через стадию признания вины присяжными в подделке документов и подкупе. Казалось бы, только эти факты могли бы поставить крест на этих кандидатах, но нужно быть гражданином США, чтобы понять психологию электората.
Кстати, надо отметить, что пока виртуальный бюллетень для голосования не ограничивается лишь двумя претендентами на временную прописку в Белом доме — по крайней мере, на сегодняшний день. Так, о намерении выдвинуть своих кандидатов заявили еще десять партий, в том числе социалисты и зеленые. От последних, например, собирался выдвинуться Корнел Уэст — популярный богослов и писатель, который мог запомниться нам по фильму «Матрица» – в двух ее частях он сыграл почти самого себя, то есть, советника Уэста.
Но, как бы то ни было, главными считаются два кандидата, а точнее — две партии. Имена их известны. Теперь уже уверенно можно говорить, что Демпартия выдвинет кого-то другого вместо действующего президента, а республиканцы (на то они и консерваторы) подтвердили окончательно, что станут продвигать предыдущего. Повторимся — это их внутреннее дело, как и разные отношения кандидатов к мигрантам, медицинскому и социальному обслуживанию, увеличению инвестиций в развитие отечественных производств и так далее. Впрочем, внешняя политика тоже напрямую касается интересов американцев — хотя бы потому, что от этого зависит расходная часть бюджета страны, а избиратель в этом плане выступает в роли налогоплательщика.
И здесь, понятное дело, главным образом речь идет о российской агрессии в Украине и разрастающемся конфликте на Ближнем Востоке. Об этом можно было сделать отельный материал, тем более, пресловутый «мирный план Трампа» оказался, мягко говоря, нечестным. В частности — намек на то, чтобы отдать оккупантам «ЛДНР» в границах на момент полномасштабного вторжения и отказаться от Крыма. Но, опять-таки, для американского электората это может выглядеть консенсусом. В любом случае, пункты по внешней политике кандидатов будут зависеть от мнения самих избирателей по поводу войны в Украине и отношения к израильско-палестинскому вопросу. И это, еще раз подчеркнем, во многом зависит от материальной стороны проблемы — сколько придется платить из бюджета страны на те или иные зарубежные инициативы Вашингтона.
Казахстан — региональный лидер
Как бы нам того ни хотелось, но наша страна занимает вторичное положение в плане того, отчего зависит мнение американского электората. То есть, вряд ли кто-то задаст вопрос тому или иному кандидату: «А как вы относитесь к Казахстану и намерены выстраивать свою политику с Астаной?» Здесь, скорее, играет роль отношение к Центральной Азии в целом. И тут возникает два основных момента — это торгово-политические взаимоотношения ЦА с РФ и КНР.
Безусловно, в такой геополитической ситуации наиболее важное значение имеет то, кто станет госсекретарем, но, по большому счету, взгляды внешнеполитического ведомства США на этот вопрос не слишком разнятся от того, кто возглавляет Госдеп — демократ или республиканец. Что касается конкретно Казахстана, то Вашингтон в последнее время уделяет нашей стране особое внимание, а нынешний год наглядно показал, что заокеанские партнеры считают нас региональными лидерами. Как, впрочем, тот же Китай.
Именно поэтому из данной точки зрения стоит исходить, говоря о взаимоотношения будущей администрации Белого дома с Акордой. Можно с определенной уверенностью сказать, что Соединенные Штаты в любом случае будут наращивать торгово-экономические, да и политические связи с Казахстаном — как напрямую, так и в формате «C5+1». Это тоже исходит чисто из экономических интересов Америки, которая в нынешней геополитической ситуации видит в нашей стране одного из наиболее важных партнеров не только в регионе, но и на всем Евразийском пространстве. В первую очередь — в транспортно-логистической и энергетической сферах.
Необходимо также отметить обратный момент. Дипломатическая Астана выстраивала и выстраивает конструктивные отношения как с республиканцами, так и с демократами. Это доказывает практика трех десятилетий, но в последние годы, благодаря целенаправленным шагам действующего президента, контакты и контракты приобрели конкретную и практическую основу. Это было достигнуто как во время визита Касым-Жомарта Токаева в США, где на полях Генассамблеи ООН он провел ряд переговоров, так и в ходе встреч с высокопоставленными американцами (с тем же госсекретарем Блинкеном) непосредственно в Астане.
Что касается отношения Вашингтона к связям Казахстана с Китаем и Россией, то в первом случае это тоже может сыграть на пользу Штатам — играя в свою «торговую войну» с Пекином, они постараются добиться выгоды, увеличивая экономические контакты с Астаной. Второй аспект, конечно, не следует сбрасывать со счетов, но он не настолько критичен, как бы ни хотелось некоторым американским политикам и отечественным «лидерам общественного мнения». Тут на первый план выходит антироссийская санкционная политика, но Акорда и МИД РК уже предоставили доказательства, что не собираются обходить санкции, хотя, заметим, при этом подчеркивали вред, которые они несут страновой, региональной и мировой экономикам.
Кое-что может измениться после выборов в Конгресс США, но это уж точно тема для отдельного разговора, к которому мы еще вернемся, когда придет время. А пока намекнем, что это в большей степени касается политических составляющих и формулы «инвестиции в обмен на демократию». Акорда же в этом плане пока не проигрывает.
Фото из открытых источников