Нур-Султан

20.05.2021

Как казахи и кыргызы игру не поделили


Казахская интеллектуальная игра тогузкумалак была внесен в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО на 15-й сессии, состоявщейся в режиме онлайн 14-19 декабря 2020 года. Можно считать, что этот факт стал некой моральной поддержкой данного вида интеллектуального спорта на международном уровне, который считается наследием не только казахского, но еще и всех тюркских народов: кыргызов, каркалпаков, ногайцев, алтайцев, турков, тывинцев.

Данная игра на сегодня по численности игроков и географического распространения имеет определенный подъем. В то же время накопились некоторые проблемы, мешающие ее дальнейшему развитию. Эти проблемы возникают от несогласованности и нескоординированности сторон, являющихся главными носителями данного спорта, а именно Казахстана и Кыргызстана.

В чем же проблема? Самый древний и знаменитый интеллектуальный спорт тюрков, который насчитывает 5000-летнюю историю, до сих пор не имеет единого названия. Казахи называют его «тоғыз құмалақ» (девять катышек), а кыргызы – «тогуз коргоолом» (коргоол – по-монгольски: бараний помет). Турки, развивая у себя вместе со своим манкалабразной игрой называют «мангала» или «гечюрме» (перенос). Данный спорт имеет Международную федерацию, есть филиалы в десятках стран. Люди со всех концов света играют в онлайне, в едином глобальном портале интеллектуальных игр. Интерес огромный.

При этом когда Казахстан организовывает международные соревновани,я все матчы проводятся под названием «тоғыз құмалақ», а когда кыргызы – «тогуз коргоол». В чем дело? Почему не договориваются в едином названии одной игры? Дело в простых человеческих амбициях, видимо, еще и еще в комплексах. Каждая сторона хочет доказать чего-то и тянет на себя одеяло. А в итоге, как всегда, страдает общий интерес.

На самом деле казахи и кыргызы эту игру до 80-х годов ХІХ века называли «тогузат». Остановимся в некоторых источниках, которые доказывают, что эта игра является всеобщей тюркской интеллектуальной игрой, «приватизировать» ничего нельзя. Тем более, нынешние тюркские этносы появились всего лишь максимум 2000 лет назад. А игра-то гораздо старше! Конечно, мы не знаем, как называлась игра 4000-5000 лет назад, но знаем, что это была игра «тогузат». По крайней мере, когда российский этнограф и юрист Г.Загряжский, который находился на воинской службе в городах Верный и Ташкент, записал в свой блокнот описание игры под названием «тогуз-ад», впоследствии он опубликовал в 1874 году в номере №29 издания «Туркменские ведомости» большой материал под названием «Быт кочевого населения долин Чу и Сыр-Дарьи», где и описаны правила игры.

Затем, когда в 1887 году вышла в свет еще одна этнографическая запись русского географа и этнографа А.Краснова в рамках «Очерка быта Семиреченских киргиз», игру называют «тоғыз құмалақ»: «Тогуз кумалак очень остроумная игра, заставляющая киргизь ломать голову не менее, чем у нас шахматы. В переводе на русский тогуз кумалак значит девять катышков баранего помета – название прямо показывающее, что это изобретение принадлежит исключительно кочевникам». Так же называется игра в статье «Киргизская игра тогузкумалак» этнографа Н.Пантусова, вышедшего в 1906 году.

В чем же дело? Дело в историческом процессе. Получается, что уже усиленная колониальная политика царской России и переход кочевников от номадичества к оседлому образу жизни начал стирать этнопамять. Таким образом для казахов и кыргызов важнее не лошадь, а восприятие оседлого образа и понятия. А к концу ХХ века, если бы не интеллигенция этих народов, то данная игра забылась бы совсем.

Пойдем дальше. Получается, что много тысяч лет назад предки тюрков, в том числе казахов, кыргызов, каракалпаков, ногайцев, алтайцев, тыва не только одомашнивали лошадей, но и придумали интеллектуальную игру «Тогузат». Это ярко выражено в названиях лунок на доске данной игры. Приведем цитаты исследователей игры.

С.Аманжолов [«Тоғызқұмалақ (қазақтың ұлттық ойыны)», Сәрсен Аманжолов және қазақ фольклоры. Алматы: «Ғылым, 2004.]: «В указанных 18 лунках в каждую до начала игры кладется по 9 кумалаков (всего - 162), во время игры в момент хода их называют конями».

Т.Сұлтанбеков [Шахмат, дойбы, тоғызқұмалақ. А., Қазақстан, 2001]: «В тогузкумалаке есть два названия, связанные с лошадьми. Появление этих названий доказывает, что игра явилась ярко выраженным проявлением казахской действительности. «Конями» называют кумалаки во время игры...».

Теперь давайте приведем таблицу, где полностью занесены все казахские, кыргызские, каракалпакские названия лунок:

 

Отаулар Қазақша Қырғызша Қарақалпақша


№ 9 отау маңдай ооз куу моюн маңлай
№ 8 отау көкмойын көк моюн көк моюн көк мойын
№ 7 отау қандықақпан эки тишти эки тишти қаңлы қақпан
№ 6 отау белбасар ак колтук ак далы бел басар
№ 5 отау бел бел бел бел
№ 4 отау атсыратар далы белдин алды атсыратар
№ 3 отау атөтпес текилдек уй жаман үй ат өтпес
№ 2 отау тектұрмас ат өтпес ат өтпес тектурмас
№ 1 отау арт куйрук куйрук арт немесе таңлық

 

Кстати, когда игрок остается без фишек на своих лунках, его состояние отценивается как «атсырау», то есть остаться без коней. Таким образом сама игра от начала до конца «говорит» только про коней! Какие еще катышки и бараний помет?! Тем более, дети, играя в эту игру, друг друга обзывают «кумалашниками»...

Один из превосходных игроков и исследователь данного спорта Максат Шотаев пишет, [«Шетелге шыққанда ойынның атауының мағынасын ашуға ұяламыз» - https://abai.kz/post/13778] что: «В 2006 году перед Лондонской олимпиадой рассматривалось, под каким названием выйдем в за рубеж, но это так и не решалось. Нам каждый раз приходиться объяснять, что такое «тогузкумалак», и люди смеются и недоумевают, причем тут бараний помет...».

Не только иностранцы, недоумевали мы сами, когда предложили восстановить прежнее название «тогузат». Один из главных людей федерации защитился сказав, что «кумалак (бараний помет) – наш национальный код»... И теперь приходится разбираться: мы что, в плену какого-то комплекса или это чьи-то нездоровые амбиции?..


Серік Ерғали