Интервью

9 Мая с нами

Айгуль Омарова

10.05.2024

Глупо переписывать историю, исходя из сегодняшних реалий

Как надо отмечать 9 Мая? Это общий праздник для стран постсоветского пространства или повод для разобщения?

В преддверии 9 Мая на просторах интернета разворачиваются информационные войны. В Казахстане есть люди, которые утверждают, что это была не наша война, а значит, не надо о ней говорить. Это притом, что тысячи казахов погибли, отстаивая свою Родину - СССР.

В России другая крайность: там возвеличивают подвиги советских солдат - русских по национальности, забывая о других народах. Как к такому относиться? Что делать, чтобы сберечь наше общее прошлое?

Сегодня, когда пытаются очернить советское прошлое и разъединить бывшие братские народы, важно понять, что есть у нас общего. Большинство аналитиков сходятся на том, что общей скрепой для нас является Великая Отечественная война и победа в ней.

Григорий Трофимчук, российский эксперт-международник г. Москва:

- 9 Мая 1945 года – дата общечеловеческой истории, которая, по определению, не подвержена политической конъюнктуре, находясь в ряду фундаментальных зарубок цивилизации. По этой причине притянуть её к той или иной текущей ситуации, или сместить по времени, не получается, а через сто, тысячу лет будет тем более невозможно.

Ведь, помимо чисто научной, архивной составляющей, существует ещё и массовое общественное сознание, которое так же сложно изменить по одной причине: что туда упало и закрепилось, то там осталось навечно. И чем больше кто-то с этим фундаментом пытается спорить, тем мельче становится сам. Как говорилось в известной песне, «Так оставьте ненужные споры»…

Кроме того, коллективная память о той войне, на данный момент является чуть ли не единственной арматурой, которая до сих пор скрепляет народы на межконтинентальном евразийском пространстве; общая, пусть даже взаимовыгодная экономика на такие подвиги не способна. На том пространстве, где и началась, и где закончилась Вторая мировая. Это пространство останется на Земле даже тогда, когда сменится сто поколений. Кого-то они проклянут, кого-то забудут, кого-то вознесут – но дата 9 Мая останется с ними и тогда.

Так получается, что Центральная Азия и тогда, и сейчас находится, безо всякой тавтологии, в центре событий, увязывая Запад и Восток, Европу и Азию. От этих стран слишком много зависит – и в частности, от огромного Казахстана. Кто его пытается качать, тот намеренно раскачивает будущее. В том числе это касается некоторых номинальных «наследников победы» из самой России. Тем более что именно в Казахстане 9 Мая официально является государственным праздником.

Казахстан вполне бы мог ввести свой календарь, своё летоисчисление и свои исторические ориентиры, но народ Казахстана этого не сделал, и не замечать этого нельзя. Этот факт – как и небесно-голубая лента с национальным золотистым орнаментом – является составной частью общей безопасности, которая держится уже не только на исторической памяти, но и практически вытекающей из неё системе. Поэтому не надо лезть к Центральной Азии и напоминать ей о том, как надо «себя вести». Когда эта часть геополитического пространства почувствует дыхание и холод времени, то правильные выводы сделает сама. А иначе могут быть варианты.

День Победы – даже не праздник в привычном смысле этого слова. Он на сто порядков больше: общее напоминание всем нам о том, что обязательно грянет, стрясётся, если выбить из-под нас все опоры. И особенно эту – последнюю.

Замир Каражанов, казахстанский политолог, Алматы:

- Да, действительно, такие заявления звучат и со стороны казахстанцев, и со стороны россиян. На мой взгляд, это говорит о том, что общество ещё не научилось непредвзято воспринимать свою историю, в первую очередь, то есть, видеть в ней белые и черные пятна.

Как раз вот эта неспособность общества непредвзято воспринимать свою историю приводит к тому, что, во-первых, такие мифы существуют, и, во-вторых, они, скорее всего, и будут существовать.

И третий аспект, на что необходимо обратить внимание: общество, которое не умеет воспринимать нейтрально, непредвзято, свою историю, всегда будет заложником разных всяких деятелей, политиков, которые пользуются низким уровнем общественного самосознания и незнанием истории.

Речь идет о том, что историю следует принимать такой, какая она есть, со всеми плюсами и минусами. Т.е. не надо пытаться из нее выбирать только то, что нравится и умалчивать о том, что не нравится. К несчастью, так непредвзято воспринимать историю у нас еще не научились.

Поэтому я сторонник того, чтобы историей занимались историки, это все-таки научная дисциплина в первую очередь.

Нельзя говорить, что Великая Отечественная война не наша война. Она затронула казахстанцев, потому, по определению, она уже не может быть чужой. У нас много людей не вернулось с этой войны, были покалечены. Эти люди получили большой ущерб своему здоровью. Многие, кстати, из этих людей, которые прошли фронт, стали общественными деятелями. Они внесли большой вклад в развитие нашей республики, в её экономику, культуру. То есть, вот такие лидерские волевые качества, я думаю, у них сформировались именно в условиях войны, и они в послевоенный период внесли большой вклад в развитие Казахстана, то есть Казахской ССР.

В то же время говорить о том, что война - наше общее прошлое, сегодня становится сложно. Всё-таки две страны, мы, как говорится, независимы друг от друга. Поэтому у нас и прошлое оказалось немножко тоже независимое друг от друга. Но что хочется сказать: действительно, надо работать с обществом, чтобы общество научилось воспринимать историю такой, какая она есть. В ней были свои белые пятна, свои черные пятна. Ну, нельзя просто отделять одно от другого. Даже вот сегодня в Казахстане, живя в современности, мы видим, что у нас, у Казахстана есть какие-то свои преимущества, есть чем гордиться, но в то же время есть и какие-то негативные аспекты в жизни общества. Но нельзя говорить, что нас касается только белое, а чёрное мы должны забыть. То есть, нравится, не нравится – давайте исходить из того, что это было в прошлом. Никто никому никакое клеймо не собирается вешать. Мы должны понимать, что современный мир – это не тот мир, который был в 20-м веке. Мир меняется и меняются наши представления, потому что открываются архивы, благодаря чему заполняются белые пятна. Ещё раз повторяю, конечно же, надо просто учиться воспринимать историю как науку. И главное - беспристрастно.

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Публикации автора

Дмитрий Орлов: Будут новые попытки переворота

Даниал Саари: Диалог — путь к процветанию

Адиль Каукенов: ШОС обеспечивает диалог в сложном регионе

О тех, кто уже ушел

И каждый раз мне хочется кричать…

ОДКБ в Алматы: это не «военный туризм»

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 26.07.2024

В этот день. Свобода, независимость и… рабство

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Коррупция в Казахстане: акиматы бьют рекорды

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

От гардероба до могилы — что волнует общество

ОБЩЕСТВО | 24.07.2024

Сестра убийцы Ленина, дочь Махно — ссыльные истории Тараза

АНАЛИТИКА | 24.07.2024

Правовое государство: инициатива снизу