Общество

Еще раз о профилактике экстремизма

Мурат Халилов

02.05.2024

Накануне Первомая Касым-Жомарт Токаев принял председателя КНБ Ермека Сагимбаева. Также в эти дни в нескольких больших городах Казахстана проходят антитеррористические учения, а МВД проводит проверки мест с потенциально массовым скоплением людей, штрафуя некоторые ТРЦ. Что это – обычная работа спецслужб или подготовка к чему-то неминуемому?

Давайте немного расшифруем данные, которыми поделился глава Комитета нацбезопасности с президентом страны. Итак, Ермек Сагимбаев, кроме прочего, «доложил о мерах по совершенствованию деятельности Комитета в соответствии с актуальными вызовами и угрозами национальной безопасности». Он также сообщил, что с начала года по материалам КНБ за причастность к терроризму и экстремизму осуждено 25 лиц, а еще 13 – задержаны в рамках досудебных расследований.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Когда спецслужбы превращаются в гестапо

Информационно-психологические спецоперации путинизма

Конечно, было бы очень интересно (и полезно) узнать некоторые подробности этих дел. Но большинство из них проходило и проходит в режиме секретности. Мы понимаем, что некоторые вещи не подлежат обнародованию, но, согласитесь, нередко бывает, что рассказывать не только можно, но и нужно. Ведь недоговорки могут порождать сомнения в обществе, в том числе, сомнения в правомочности вынесенных решений. С другой стороны, народ должен знать о том, что происходит в стране, с какими угрозами может столкнуться. А то получается, что только спецслужбы и узкий круг лиц в курсе обо всем, а вот мы с вами остаемся в неведении.

Кроме этого, следует отметить, что за весь 2023 год по террористическим (экстремистским) статьям было осуждено 122 человека. При этом отмечалось, что треть из них занимались пропагандой терроризма или публичными призывами к совершению акта терроризма. Также наиболее «популярными» правонарушениями считались (да и остаются) «организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения» и «возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». В целом, если тенденция этого года сохранится, то можно было бы говорить о снижении числа осужденных экстремистов, но что-то говорит о том, что в последующие месяцы эта цифра может увеличиться.

В докладе также говорилось, что совместно с МВД была пресечена деятельность 6 криминальных группировок, арестовано 35 человек, изъято почти полторы сотни единиц огнестрельного оружия, 32 гранаты, пять самодельных бомб и так далее. Тут не будем сравнивать с предыдущими периодами, так как наличие на руках у граждан и криминала такого рода оружия не может не вызывать озабоченность (это как минимум). Особенно это касается СВУ – самодельных взрывных устройств, так как вряд ли кто-то их собирал ради «спортивного интереса». И вот здесь как раз нужно больше открытости и подробностей.

Интересные данные были приведены по работе Погранслужбы. Оказалось, что ею было задержано свыше 7 тысяч правонарушителей, пресечено 395 попыток провоза оружия и боеприпасов, наркотиков и иных запрещенных предметов. Не допущено незаконное перемещение через Госграницу валюты на сумму 3,2 млрд тенге и товаров на сумму 7,6 млрд тенге. Некоторые из этих данных просачивались в СМИ, но в целом цифры впечатляют.

Говоря про нарушителей границы, то следовало бы уточнить – в какую сторону, кто-то пытался выехать из Казахстана или въехать к нам. Понимаем, что большинство этих случаев связано с «бытовым» и региональным нарушением границы, а также следует не забывать, что россияне продолжают бежать от мобилизации, не находя других путей. А вот попытки провоза оружия – это уже серьезно, и эти данные, по-хорошему, следовало бы выделить отдельно, а не совмещать в одну категорию вместе с наркотиками и другой «запрещенкой». Кто к нам везет оружие? Какое именно? А главное – с какой целью?

В общем, тоже масса «дополнительных вопросов». Однако, если посмотреть на доклад Сагибаева более объективно, то можно сделать вывод, что КНБ сейчас работает довольно неплохо. Учитывая, что после осуждения высших его руководителей (вплоть до «условного» приговора бывшему первому зампреду Самату Абишу), Комитет старается «набрать очки» перед Акордой, последние отчеты выглядят вполне логично. Но надо ведь тоже самое делать перед обществом, казахстанцами.

Что касается проверок ТРЦ и других общественных мест с большим потенциальным скоплением людей, то был составлен перечень из 17 тысяч таких объектов (по всей стране), 1800 из которых были проверены с начала этого года. На днях было сообщено о 581 выявленном нарушении, касательно безопасности. Одним были выписаны предписания об устранении недостатков, а в отношении других (тех, кто нарушал правила неоднократно) составлены 180 административных дел с наложением штрафов на общую сумму 48 млн тенге.

Эту новость, в принципе, тоже можно назвать позитивной – лучше перебдеть, чем недобдеть, как говорится. Особенно, если учитывать то, что подобные проверки кратно усилились после теракта в подмосковном «Крокус-Холле». Более того, отдельные гражданские активисты и простые посетители тех же торгово-развлекательных центров, а также разных вокзалов и прочее неоднократно обращали внимание на различные нарушения, которые могли бы, например, затруднить эвакуацию. Качество строительства и использование горючих материалов при облицовке – это отдельный разговор (и предмет интереса соответствующих органов).

Но есть еще фактор проверок. Часто бывает так, что различные «планки», металлоискатели и интроскопы (рентгено-телевизионные сканеры) используются формально. Особенно это заметно в алматинском метро. То есть, это больше похоже на внешнюю «профилактику терроризма». Впрочем, в какой-то мере это относится и к тем же проверкам ТРЦ и базаров – как будто это делается для того, чтобы отчитаться перед министром, акимом или даже президентом. О профилактике терроризма-экстремизма мы уже говорили, отмечая, что государством были введены новые нормы и понятия в законодательство, прежде всего, в закон об органах нацбезопасности. Объективно говоря и учитывая вышеупомянутые замечания, можно сказать, что за месяц ситуация с антитеррором изменилась в лучшую сторону. А вот что с обществом?

В прошлом материале мы также говорили о готовности нас с вами к проявлению терроризма, и тут следует констатировать, что существенных продвижений нет. Можно, конечно, все свалить на власти, которые также формально проводят подготовку, а антитеррористические учения, наоборот, вызывают у населения тревогу и опасения. Но, извините, здесь в большинстве случаев виноваты не органы, а люди. Это прямо относится, скажем, к тем же сейсмотренировкам. Вроде бы они проходят по плану, граждане легко могут найти, как собрать «тревожный чемоданчик», но как дело доходит до толчков, то наступает паника. Горожане (в частности, алматинцы), думая только о себе, бегут из мегаполиса, создавая пробки и себе, и «скорым», и всем другим. А кто, положа руку на сердце, собрал тот же самый «тревожный чемоданчик»?

Вообще, следует понимать, что с возможным терактом или другим проявлением экстремизма в первую очередь столкнутся граждане. Да, силовики, спецподразделения и другие органы, конечно, будут делать свое дело (надеемся, профессионально), но в первые минуты, которые наиболее важны, мы будем предоставлены только сами себе. Речь здесь о чисто «техническом» – что следует делать, что делать категорически нельзя и как уберечь тех, кто рядом с тобой.

Другой вопрос – моральная готовность. Этот материал, как и отчет главы КНБ, проверки МВД и предупреждения Генпрокуратуры не стоит воспринимать, как нагнетание обстановки или намеки на то, что грядет что-то неизбежное. Безусловно, видимых и логичных причин для того, чтобы Казахстан стал объектом атак нет. Но мы уже сталкивались с некоторыми примерами, когда «бородачи» выходили на охоту. Это, не говоря про Январские события. Более того, в последнее время наша страна становится местом столкновения как геополитических, так и внутриполитических интересов. Это могут быть провокации извне, проявление затаившихся после Кантара сил «старого Казахстана», атаки со стороны радикалов и так далее. Об этом мы подробнее поговорим как-нибудь в следующий раз, а пока закончим советом – не стоит думать, что теракт — это что-то далекое и к нам отношение не имеющее. И профилактикой экстремизма должны заниматься не только соответствующие органы, но и каждый из нас.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан