Аналитика

Антитеррор – это серьезно

Мурат Халилов

27.03.2024

Кровавая бойня в концертном комплексе «Крокус Сити Холл» стал неким Рубиконом в отношении террористических угроз. Безусловно, вокруг этого возникло немало версий и инсинуаций, в том числе со стороны российских властей. Но ясно одно – произошедшее заставило вновь обратить внимание на состояние угроз такого характера. Причем, не только в самой России, но и во многих других странах мира. А как с этим обстоит в Казахстане? Готовы ли власть и общество противостоять террористическим атакам?

Наверное, нет необходимости пересказывать всю хронологию этого ужасного и шокирующего террористического акта. Также на этот раз мы не будем упоминать разного рода сомнения и инсинуации по этому поводу. Безусловно, их немало, начиная с многочисленных «странностей» во время самого 20-минутного теракта и заканчивая «окном» в Европу (ой, точнее – в Украину). Это, действительно, отдельная тема для разговора и, по большому счету, является внутренним делом Российской Федерации. Мы же сейчас хотим обратить внимание на себя.

В первую очередь, следует отметить, что президент Касым-Жомарт Токаев в экстренном порядке созвал заседание Совета безопасности РК. Оно состоялась днем в минувшую субботу, и на нем глава государства подтвердил солидарность Казахстана с Россией в вопросах борьбы против терроризма. Что касается конкретики, то, по понятным причинам, официальное сообщение обошлось общими фразами: «В ходе мероприятия рассмотрены планы работы правоохранительных структур и местных исполнительных органов, а также вопросы координации их деятельности в экстремальных ситуациях». Кроме этого, «президентом даны поручения, направленные на усиление мер по обеспечению безопасности граждан нашей страны и взаимодействия Казахстана с другими государствами и международными организациями с целью противодействия терроризму».

И только после этого Касым-Жомарт Кемелевич позвонил своему российскому коллеге. Выразив соболезнования от имени всех казахстанцев, он «решительно осудил жестокий акт насилия в отношении мирных граждан и вновь подтвердил солидарность с Россией в вопросах борьбы против терроризма». Мы неспроста цитируем эти моменты, так как именно в них заключается тот самый интерес Казахстана в этой проблеме. А то, что она велика и актуальна – сомневаться не приходится.

Тут необходимо подчеркнуть, что основная заковырка заключается в тотальном недоверии общества тому, о чем говорит власть. Безусловно, этому есть все основания и прикрытия «государственными секретами» или «следственной тайной» росту этого доверия не способствуют. Например, когда в самом конце января этого года председатель КНБ Ермек Сагимбаев докладывал президенту Токаеву о предотвращенных терактах, то хотелось бы некоторые подробности. Понятно, что в рамках дозволенного, но некие общие фразы лишь способствуют тому, что казахстанцы пропускают мимо ушей такие сообщения.

Но ведь в них содержатся не просто и не только отчеты перед президентом, но и некий посыл обществу, то есть – нам с вами. В контексте последних событий и версий, в основном выдвигаемых западными спецслужбами, необходимо обратить внимание на упомянутую структуру ИГИЛа – «Вилаят Хорасан». О них наши спецслужбы в последнее время говорят все чаще. Именно они, по данным комитетчиков, готовили теракт в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане. Это, как вы знаете, не только святыня и один из ярких объектов туризма в Казахстане, но и, как получается, некий камень преткновения между истинными правоверными и радикалами. Получается, что покушение на него – это настоящий вызов и показатель того, что неофиты руководствуются не верой и Исламом, как таковым, а своими интересами. И они, как показывает практика, нацелены на разжигание внутриконфессиональной розни, внедрение страха и демонстрации безнаказанности.

В этом плане следует обратить внимание на две основополагающие вещи. Во-первых, многие скептики отмечают, что произошедшее в «Крокус-Сити» нельзя назвать террористическим актом, так как его организаторы не захватывали заложников и не выдвигали каких-либо требований. В какой-то мере это справедливо, но нужно различать понятия «терроризм» и «теракт». В первом случае, действительно, логично было бы выдвижение требований, но второй, по сути, означает действие, а не теорию, если так можно выразиться. Именно поэтому все то, что происходит в Азии и Европе в последние полтора десятка лет, когда группы людей или одиночки целенаправленно убивают мирных граждан, называется именно террористическим актом.

Но есть и другое понятие – это экстремизм. Именно он подразумевает под собой те или иные действия, направленные на нагнетание страха через планомерное, целенаправленное и необъяснимое ничем уничтожение людей. В Европе и в целом на Западе сейчас пересматривают соответствующие классификации, но дело не в них. Хотя следует напомнить, что во Франции сейчас уже официально заявили о готовящихся терактах наподобие того, что было в подмосковном «Крокус-Сити», а посольство США в этой стране призвало своих граждан быть бдительными или вовсе покинуть ее (точно также, как за пару недель до этого в России).

Тут можно было прочитать обширную лекцию о том, как террористическим атакам противостоят казахстанские спецслужбы. Но мы, во-первых, уже довольно подробно об этом рассказывали некоторое время назад, а во-вторых, необходимо во главу угла ставить другой аспект – реакцию общества. Безусловно, любой режим стремится запугать своих граждан, но отмахиваться от реальных угроз не стоит. Напомним, что многие казахстанцы, в том числе те, кто считается лидером общественного мнения, уже постфактум обращали внимание на то, что накануне Январских событий замечали странных бородачей, которые собирались на арендуемых квартирах. Это очень важный момент. Почему?

Потому, что тот самый «Вилаят-Хорасан» строится на ячейках, в которых ведутся проповеди и распределяются роли. Такие ячейки между собой никак не связаны и лишь единицы могут координировать их действия, причем, также не зная, кто стоит сверху, и кто находится сбоку. То есть, конспирация здесь на высшем уровне. Между прочим, именно такую структуру предлагал в своем «ДВК-2» беглый банкир Мухтар Аблязов. И теперь, надеемся, даже скептикам и слепым правозащитникам понятно, почему его организации признаны экстремистскими.

Вообще, «ИГИЛ-Хорасан» – это организация без организации, то есть, без четкой структуры, поэтому выявить по цепочке главарей и истинных идеологов практически невозможно. Более того, ими могут оказаться вовсе не классические «борадачи» или миллионеры в белых одеждах и с четками в руках. Они могут находится радом с вами, выглядеть обыденно и вполне по-светски. Но даже среди, скажем так, топ-менеджеров террористических организаций не существует четкой иерархии, нет ни одной значимой зацепки, которая позволила бы раскрутить клубок самой структуры. Более того, там все сравнительно быстро заменяемо. Другими словами, если именитые западные спецслужбы периодически отчитываются об уничтожении неких главарей, террористов №1, №2, №3 и так далее, это никак не влияет на прекращение огня. Более того, начинаются акции возмездия, причем, в самых неожиданных местах.

Тогда получается, что против них не существует никаких мер противодействия? Существует. И здесь, по нашему мнению, на первый план должно выходить общественное противодействие. Конечно, нельзя в любом бородаче или человека в коротких штанах видеть потенциального террориста – это в корне неправильно. Однако главное оружие в наших руках – это бдительность. Сюда же можно добавить так называемую профилактику экстремизма и терроризма. На это сейчас делают особую ставку правоохранительные органы и спецслужбы, но без прямого участия сознательных граждан все их усилия окажутся тщетными.

Мы нисколько не спорим с тем, что КНБ, МВД, Антитеррор и прочее должны быть более открытыми и не ограничиваться проходными мероприятиями по той же «профилактике терроризма» (для «галочки»). Но давайте исходить из того, что объектами террористических атак являемся мы с вами, а не спецназ или руководство спецслужб, поэтому рядовые граждане в этом в большей мере заинтересованы. В прямом смысле – жизненно заинтересованы.

Из этого выходит и другой аспект – как действовать в той или иной ситуации. Если, например, при землетрясении мы кое-как поняли, как себя вести, не поддаваясь панике, то в случае стрельбы, взрывов и так далее подавляющее большинство даже не представляет, что делать. А ведь паника – это не только одна из целей терактов, но и причина гибели людей.

Мы еще вернемся к этой теме, где более подробно расскажем, как и что лучше делать. А пока намекнем уполномоченным органам, чтобы и они задумались над этой темой. При чем, опять-таки, не для «галочки», а реально научить казахстанцев, как действовать при угрозе атак. А то, что они не являются чем-то далеким, многие, надеемся, уже поняли.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте