Не будет преувеличением, если сказать, что в эти дни большинство взрослого населения Казахстана следит за тем, как проходит судебный процесс в Астане. И это не праздное любопытство, а желание справедливого наказания для человека, отнявшего жизнь у другого человека.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Казахские инфлюенсеры, правозащитные группы осуждают «эпидемию» домашнего насилия
Смерть казахстанской женщины - национальная трагедия
Физическое насилие – часть психического насилия
Куандыка Бишимбаева обвиняют по п.1 ч. 2 статьи 110 - истязание, п.5 ч.2 статьи 99 – убийство, совершённое с особой жестокостью и ч.2 статьи 114 – рецидив особо тяжкого преступления Уголовного кодекса РК. Напомню, что в ноябре прошлого года в «Гастроцентре» Астаны, в вип-кабинке, Бишимбаев зверски избил свою жену, Салтанат Нукенову, скончавшуюся от побоев.
То, с какой жестокостью действовал бывший министр, потрясло всех, кто видел видео избиения Салтанат. Он бил жену ногами и руками, и какими-то предметами, однако вину свою продолжает отрицать и сейчас, когда на суде показали кадры избиения. И даже потребовал участия в судебном процессе присяжных. Для чего понадобились ему присяжные – понятно. Одних он попытается купить через многочисленных родственников, вторых запугать. На незнание права лиц, привлечённых в качестве присяжных, рассчитаны рассказы экс-министра о пристрастии покойной жены к алкоголю, её изменам и т.п. Казалось бы, столь простой вопрос, а зачем продолжал жить с Салтанат, если она пила, ему и в голову не приходил, как и то, что разговоры об изменах жены могут быть вызваны злобой и завистью. Те, кто придумал Куандыку Бишимбаеву такую линию защиты, явно просчитались в своих расчётах. Люди не верят в эти россказни, свидетельством чему является хэштег #заСалтанат с видео, где известные и неизвестные люди позируют с бокалом вина, призывая не верить тому, что они любят алкоголь.
Между тем, надо признать, что дело Бишимбаева – вершина айсберга. К сожалению, за последние годы в Казахстане растёт бытовое насилие, жертвами которого становятся женщины, дети и старики. По словам, начальника службы по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Марата Абишева, ежегодно умирает из-за семейно-бытового насилия около 80 женщин, а более 4 тысяч получают серьёзные и лёгкие ранения.
Аналитики связывают возрастающие случаи насилия с тем, что наказание за побои, истязания относительно лёгкое. Сейчас рассматривается вопрос о криминализации ряда статей, что поможет подвергать «диванных батыров» размахивания кулаками более серьёзным наказаниям.
Напомню, что ранее было принято решение декриминализовать ряд статей, в результате которых резко возросло избиение в семьях. Согласно статистике, если в 2019 было зарегистрировано 6 миллионов правонарушений, то в 2023 году уже 11 миллионов административных правонарушений.
Дело Бишимбаева, ещё раз повторю, - вершина айсберга, скрывающего сотни, тысячи случаев семейно-бытового насилия. Разделяя всеобщее негодование по отношению к Куандыку Бишимбаеву, остановлюсь на некоторых моментах, которые должны стать уроком для всех граждан.
Не могу не согласиться с министром культуры и информации Аидой Балаевой, возглавляющей Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политики. Через газету «Время» она сделала заявление: «Я хочу обратиться ко всем девушкам, ко всем женщинам. Не стоит питать иллюзий, что человек, однажды поднявший на вас руку, изменится. Не изменится! Если он способен ударить женщину, унижать ее, он в принципе лишен моральных устоев и человечности.
Не нужно терпеть, придумывать оправдания себе и ему, что вы его любите, что он вас любит, что нужно терпеть ради детей. Разводиться не стыдно. Поверьте, побои будут только учащаться и усиливаться. Безнаказанность всегда порождает беспредел.
Никто не имеет права унижать человеческое достоинство и тем более, распускать руки».
Извините за длинную цитату, но не могу не согласиться с Аидой Галымовной. И отсюда урок первый из «дела Бишимбаева»: в семьях, школе, на улице, везде должны внушать юным девочкам, что достоинство человека неприкосновенно. Девочки должны научиться уважать самих себя и понимать, что никто не имеет права поднимать на них руку. А мальчикам необходимо научиться понимать, что они – опора семьи, страны, а потому априори являются защитниками, которые и представить себе не могут, что такое поднять руку на женщину.
Мужчина, ударивший женщину, старика, ребёнка, слаб по сути своей. Ему кажется, что он сильнее, раз может издеваться над беззащитными, слабыми. На самом деле слаб он.
Должна быть создана атмосфера нетерпимости к абьюзерам всех видов. Надо понять, что абьюзерами не рождаются, ими становятся. Семья, школа, улица – вот где корни того, что число любителей размахивать кулаками по лицу жены или ребёнка увеличивается. Необходимо не только ужесточать наказание за семейно-бытовое насилие, но и применять другие меры борьбы, например, вынесение чёрной метки и отказ в трудоустройстве.
Наказание же таких преступников (а они именно преступники) должно быть максимально суровым, дабы охладить пыл других любителей.
И конечно, атмосфера гласности и прозрачности в некоторой степени поможет решить эту проблему.
Власти страны пошли на беспрецедентный шаг, разрешив онлайн-трансляцию этого судебного процесса. Очень правильно с точки зрения того, что ранее кто-то даже пытался оправдать бывшего министра, заявляя о том, что далеко не всё однозначно. Между тем, всё однозначно: абьюзер убил женщину. Всё. И никаких толкований быть не может. Тысячи людей в эти дни смогли увидеть, насколько изворотлив бывший министр, как продуманно он действует. Нарочитое спокойствие, тихий голос и при этом страшные картины, которые он сам разворачивает перед потрясёнными зрителями. Оказывается, можно быть таким: одним на публике, пусть это и зал судебного заседания, где судят тебя самого, и совсем другим, когда тебя видят только видеокамеры: бить слабого человека так, что он не может и пошевелиться. Показ этого видео не может оставлять сомнений в том, что Куандык Бишимбаев не просто абьюзер, а убийца, прекрасно понимавший, что он делает. О его хладнокровии говорит и тот факт, что он предпринял усилия, чтобы скрыть убийство, отдавая команды своему брату и включая звонок ясновидящей. К слову, думается, что наказание должно настигнуть всех тех, кто был в тот день в «Гастроцентре» и своим молчанием, попустительством способствовали совершению убийства.
От того, каким будет наказание, во многом зависит будущее страны. И это не громкие слова, а реалии. Если присяжные вынесут сравнительно мягкое наказание, то грош цена правосудию в Казахстане. И это надо понимать. Люди окончательно разуверятся в судах, к которым и так нет доверия, во власти. И начнут массово отъезжать туда, где ударивший женщину получит максимальное наказание, а суды не идут на поводу у демагогов.
Да, могу сказать браво казахстанскому суду, прокуратуре и адвокатуре, точнее, мужчинам, представленным в них. Браво, конечно же, в кавычках. Не секрет, что в этих структурах подавляющее число работников составляют мужчины. Однако на резонансный суд над Куандыком Бишимбаевым выдвинуты в качестве судьи и прокурора женщины. Вот и всё, что надо знать об отношении в нашей стране к женщинам и их правам.
Фото из открытых источников