Интервью

Всему начало – политико-юридическое образование женщин

Айгуль Омарова

07.03.2024

По данным доклада «Глобальный гендерный разрыв 2022» Всемирного экономического форума, Казахстан занял 65-е место в глобальном рейтинге.

По сравнению с другими годами, этот показатель стал лучше и вместе с тем гендерный дисбаланс в нашей стране сохраняется. Не случайно президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил подготовить новую Концепцию семейной и гендерной политики. Такая концепция позволит женщинам максимально реализовать себя. Вместе с тем, думается, что есть ниша, которая в жизнедеятельности общества должна быть выделена особо. Это – сфера образования. Именно образование позволит женщинам занять достойное место в обществе и выйти на позиции, о которых говорит глава государства. И это касается не просто образования, как образования, но и повышения квалификации, просвещения в вопросах политической и правовой грамотности девушек и молодых женщин. Велосипед здесь не придётся изобретать, ибо ещё в середине 90-х годов сразу после получения суверенитета Казахстаном женщины страны начали создавать первые НПО с уклоном в образование. Так, доктор исторических наук Лайла Ахметова организовала общественное объединение «Союз женщин интеллектуального труда», в основу работы которого легло просвещение в различных областях.

Тогда же выпускница философско-экономического факультета ещё КазГУ им. С.М.Кирова Эльвира Пак (ныне преподаватель университета «Туран») решила тоже, что главным становится образование женщин. Это решение укрепилось после стажировки в Германии, когда Эльвира Анатольевна увидела, сколько внимания уделяется образованию женщин в различных сферах. Занимались этим, в основном, женские движения, но их инициативы находили поддержку и на государственном и на международном уровнях.

Организовать нечто подобное и в Казахстане – об этом стала мечтать Эльвира Пак. Поездка в Германию положила начало новым знакомствам и потому нет ничего удивительного в том, что именно её выбирают координатором открывшегося в Казахстане представительства фонда имени Фридриха Эберта. Напомню, данный фонд является одним из старейших в самой Германии и преследует цель – способствовать развитию демократии, прав и свобод граждан. Одна из целей фонда: свободное общество, основанное на ценностях солидарности, которое предоставляет всем своим гражданам одинаковые возможности для участия на политическом, экономическом, социальном и культурном уровнях, независимо от их происхождения, пола или религии;

Это и стало определяющим для работы фонда Фридриха Эберта в Казахстане. Как координатор, Эльвира Пак вела обширную переписку с коллегами в Германии и наблюдала за общественными процессами в Казахстане. Акцент же в своей деятельности Эльвира Анатольевна сделала на информировании и образовании.

- Усилиями Гульсары Тленчиевой, юриста, кандидата юридических наук, - вспоминает Эльвира Пак, - был создан Алма-атинский Женский информационный центр. Вместе с коллегами из Германии мы выпустили женский календарь с информацией о женщинах, их статусе, правах, включая право на безопасный секс.

Потом выпускали женский информационный бюллетень вместе с Гульсарой Тленчиевой, Карлыгаш Токтыбаевой и немецкими коллегами Мераль Аккент и Кристин Шенфельдер - продолжает Эльвира Анатольевна. – Они и другие соавторы писали и делились своими впечатлениями из первых поездок в женских образовательных проектах.

Сама Эльвира Пак и Гульсара Тленчиева участвовали в европейском образовательном проекте «Права женщин», в 1997/1998гг. Потом был ещё один проект, в котором одним из условий было приглашение женщин из Европы. Естественно, что первыми гостьями стали женщины из Германии и Турции.

В январе 1998 года, когда Эльвиру Пак назначили координатором проект-менеджером фонда Эберта, было принято решение развивать женские образовательные проекты в Казахстане.

Первый опыт

- Эльвира Анатольевна, какие именно женские проекты это были? Направление этих программ?

- Ну, во-первых, исключение дискриминации и насилия против женщин, девушек, девочек. Образовательные семинары, образовательно-информационные круглые столы. Затем были информационно-образовательные поездки, которые начались с 1999-го года. Это был такой проект-кооперация между фондом Эберта, женскими организациями, казахстанскими и женскими проектами в Германии, который родился в результате взаимоотношений, сотрудничества в рамках данной европейской образовательной программы. Тогда Моника Бёрдинг (одна из активисток женского и социального движения в Германии), будучи в совершенном восторге от активности казахстанских женщин, с точки зрения образования, уровня интеллекта, опыта жизненного, решила организовать первую пробную поездку в Германию. Она сказала: «Кажется, у меня получится в августе 99-го пригласить небольшую группу, 10-15 женщин, может быть даже до 20, в один образовательный женский центр, в котором я работаю».

Так и получилось. Мы, конечно, сначала восторженно восприняли, а потом решили: нам многие обещают: «приезжайте, познакомитесь», но кто нас поддержит. Моника же уверяла, что всё получится, но билет вам до Германии и обратно придется самим покупать. И потом, во время пребывания в Германии, вас поддержат через Министерство по делам женщин, молодежи и пенсионеров.

А в июне, или даже в начале уже июля, она сказала: «Проект одобрен и поэтому собирайте свои чемоданы или дорожные сумки». Мы даже тогда, когда услышали от нее письменно это заявление, не очень поверили и сказали: «Пока не будут получены визы и пока не будут куплены билеты всеми женщинами…».

- А как вы нашли первых участниц?

- Мы объявили конкурс по женским организациям, все воспринимали восторженно, оптимистично. Но проходили недели, а нужно было быть готовыми к началу августа. Август - каникулярное время в Европе, и поэтому принимающая организация имела некую свободу и в пространстве, и во времени. И поэтому они нас пригласили. Но мы решили, пока не купим билеты и не получим визы – мы не можем радоваться. Всех желающих было много. Сначала около 50. Потом мы понимали, что всё равно будут отпадать по разным причинам, в т. ч. из-за невозможности найти средства для покупки билетов. Моника сказала: что надо добраться до любого аэропорта города Германии, иначе говоря, иметь туда и обратно билет. А дальше вам разрешает министерство совершить поездку на железной дороге поездку, она будет оплачена, если, конечно, не будет 1-й или бизнес-класс вагона. Так и сделали. Кто-то прилетал через Ганновер, кто-то прилетал через Франкфурт, кто-то прилетал через Мюнхен.

- Мы говорим ведь об Altenbucken – женском образовательном центре, в котором спустя годы была и я?

- Да, именно о нём.

- А всё-таки акцент в этих образовательных программах, на что был сделан? Когда мы были – вы нас возили в разные города, организовали знакомство с разными женскими центрами. И мы были еще и в Евросоюзе, в Брюсселе. Это - такая поездка, которая не просто оставляет впечатление, но и расширяет горизонты.

- Первая поездка тоже расширяла горизонты, но с точки зрения информирования по правам женщин и истории женского движения. Основные информационно-образовательные мероприятия, проходили в Altenbucken. 15-20 женщин информируют, образовывают по другим тоже случаям. Например, по тому, как складываются социальные права, и определенные новации в статусе женщины.

- И один из призывов: «Не молчи! Говори о насилии и защити детей», да?

- Вообще мы узнавали о многом, для себя открывали глаза и уши, что насилие существует в любом обществе – даже если общество считается продвинутым, информированным, образованным. Но, тем не менее, в проявлении насилия, особенно мужчин по отношению к женщинам, больше чем достаточно поводов, провокаций, и поэтому женщины, девушки нуждаются в постоянном информировании и защите прав.

- Но помимо этого, насколько я помню, акцент был и на законы?

- Совершенно верно. Во-первых, информировали, образовывали, в т. ч. по правам женщин. И у них постоянно проводятся семинары время от времени, с регулярностью, по правам женщин, по правам девушек, по правам матерей-одиночек. То есть, это всегда уязвимые категории или социально уязвимые, не очень обеспеченные. И поэтому они нуждаются в постоянном бесплатном образовании, либо образовании, за которое вносят символическую плату, Потому что они проверяют социальный статус, доходы у этих девушек и женщин. И если у них доходы низкие, то тогда они платят 25% от стоимости образовательного тарифа.

- Вот те женщины, наши, казахстанские, которые там побывали, как они после этого обучения стали себя проявлять? Стали ли они более активными? Заметны ли они где-то сегодня или как?

- Да. Можно так сказать. Например, Зульфия Байсакова. Она сама по себе очень активная женщина, и она, конечно же, до этого уже имела опыт в женском движении в женских организациях. Но после обучения в Германии её голос стал звучать профессиональнее и громче. Кроме того, Ирина Хабибулина. Говорю, была, потом что Ирина ушла из женского движения, но она сказала, что укрепилась в своей убежденности о необходимости бороться и отстаивать права женщин, будь они в предпринимательском движении, будь они в образовательной сфере, будь они в медийной сфере или же непосредственно в женском движении.

ххх

Всего за годы существования программы обучения в Altenbucken 200 женщин из Казахстана и Центральной Азии прошли там различные курсы. Вместе с информацией о защите своих прав женщины получили возможность посетить Амстердам, Копенгаген, Брюссель, Вену, Париж и города Германии.

Вот что об этом написала в Фейсбуке доктор исторических наук, профессор кафедры МЭиМО/ международных отношений и мировой экономики, директор Центра германских исследований, КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы Мара Шаукатовна Губайдуллина: «Проект, Эльвира, был замечательный, не просто интересный, а важный, и не только для женщин ЦА, для всех! Теперь никто не берется за региональное многолетнее мероприятие, каждый за себя, увы... хотя говорим о консолидации ЦА».

Повышать роль женщин

- Эльвира Анатольевна, нельзя не затронуть казахстанскую тематику. Недавно, выступая перед кадровым резервом, молодежью, президент Токаев сказал, что необходимо повышать роль женщин на госслужбе, в т.ч., политических служащих. Как прокомментируете слова главы государства? Что нужно сделать, чтобы женщины действительно стали заметны в обществе?

- Конечно, это актуально, потому что в любом обществе (разве что за исключением скандинавских стран), квота женщин или процентное соотношение представительности участия женщин, видимость и влияние женщин в политической сфере деятельности, оставляет желать лучшего. И поэтому сохраняется максима ООН о том, чтобы достигнуть к 2030 году 30-33%, то есть, трети представленности женщин на политических постах, на высоких государственных постах. Надо сказать, что женщины в Казахстане очень активны в предпринимательской сфере. Но и там тоже уровень представительности женщин на руководящих постах недостаточен.

- Но можно назвать Умут Шаяхметову, как руководителя банка...

- Да, но у нас есть и другие женщины в банковской среде. Не могу не вспомнить слова Ульфа Вокурки, который долгое время работает у нас в Казахстане в банковской сфере, будучи сам из Германии. Вокурка был приятно удивлен, когда его знакомили с нашей банковской сферой. Каждый раз он приходил в восторг от того, что так много образованных девушек и женщин работают в качестве служащих банковской сферы. Но при этом он замечал, что представленность женщин и девушек в руководстве или на руководящих постах явно мала. То есть, мы интеллигентное развитое, образовательное общество, но мы недоразвиты с точки зрения того, чтобы обеспечить продвижение и влиятельность представительность женщин и девушек на высоких государственных и бизнес-постах.

- А как можно изменить эту ситуацию? Вот, например, как внедрить те же образовательные программы наподобие той, что было в Altenbucken? Где брать деньги? А ведь там была, как вы сами сказали, поддержка на государственном уровне.

- С точки зрения законодательного регулирования, очевидно, что должны быть внесены дополнения для того, чтобы поддерживать женщин на руководящих постах или продвижении на высокие государственные посты. А, кроме того, конечно, в Министерстве по социальному обеспечению и труду, мне кажется, там тоже мог бы быть департамент. Там есть уполномоченная по делам и вопросам женщин. Но мне кажется, пора уже институционально создать департамент или управление, которое будет заниматься поддержкой женщин. Точно так же, как в Агентстве по делам госслужащих, должны быть соответствующие отделы, которые бы поддерживали девушек и женщин на пути становления их политической государственной карьеры.

- И в этом плане необходимы образовательные программы, которые бы самим государством предлагались, властью? Вы это хотели сказать?

- Да. Я хотела бы сказать, что, например, Лайла Ахметова, профессор, могла бы отстаивать и поддерживать интересы девушек и женщин в Казахском национальном университете им. аль-Фараби.

- У нас много таких ярких, красивых, умных женщин. Согласна с вами.

Фото из личного архива Э. Пак.


Айгуль Омарова

Публикации автора

Качественное образование — залог устойчивого развития. Часть II

Бигельды Габдуллин: Культура возделывает душу народа

Сколько потомков Чингисхана живет в Казахстане

«Каждому казахскому гражданину…»

БРИКС: политический запрос на альтернативу

Позволь смиренно преклонить колени…

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 08.11.2024

Обзор сервисов родительского контроля в интернете

НОВОСТИ | 08.11.2024

Умные очки на основе ИИ разработали школьники в Атырау

НОВОСТИ | 08.11.2024

25 800 тенге: отца подростка-агрессора наказали в Костанайской области

НОВОСТИ | 08.11.2024

Аренда в Астане: первый спад цен за 18 месяцев

НОВОСТИ | 08.11.2024

Символизм стихии: ураган уничтожил памятник Ленину в Павлодаре

НОВОСТИ | 08.11.2024

Более 4 миллионов казахстанцев заняты в сфере бизнеса