Аналитика

Еще раз про санкции. На пальцах

Мурат Халилов

26.02.2024

Как мы и предполагали на прошлой недели, Запад заявил о введении дополнительных санкций после убийства политического деятеля Алексея Навального. Казалось бы, Казахстан тут ни при чем, но в конце прошлой недели стало известно, что две казахстанские компании попали в санкционный список Евросоюза. При этом некоторые СМИ и отдельные блогеры поспешили записать и нашу страну в «черный список» цивилизованного мира. Давайте трезво разберемся, что это значит и есть ли у РК риски в этом плане. И при чем здесь «старый Казахстан»?

Мы не собираемся записывать себя в оракулы, так как «предсказали» не только заявления о санкциях, но и о формировании «Списка Навального». Кстати, некоторые российские правозащитники обещали опубликовать его уже сегодня, 26 марта. Но ближе к фактам.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Флешмобы в соцсетях – просто провокации?

Нам бы Навального…

Бес в бороду

В пятницу, 23 февраля, Администрация президента США распространила заявление Джо Байдена. В нем, в частности, говорится: «Сегодня я объявляю о более чем 500 новых санкциях против России за ее продолжающуюся захватническую войну в Украине и за смерть Алексея Навального, который был мужественным борцом с коррупцией и самым яростным лидером оппозиции Путину». В заявлении Белого дома уточняется, что «санкции вводятся против лиц, связанных с заключением Алексея Навального, и против финансового сектора России, оборонно-промышленной базы, сети закупок и лиц, якобы помогающих обходить санкции «на разных континентах». Новые ограничения гарантируют, что российское руководство «заплатит еще большую цену за свою агрессию за рубежом и репрессии внутри страны».

В тот же день, накануне второй годовщины полномасштабного российского вторжения в Украину, Совет Европейского Союза ввел ограничительные меры в отношении 106 физических и 88 юридических лиц, «ответственных за действия, подрывающие территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины или угрожающие им». Еврокомиссия назвала этот пакет беспрецедентным в связи с количеством новых имен, внесенных в санкционный список. Теперь в него входит уже более 2000 физических и юридических лиц.

Среди множества компаний из многих стран мира оказались и две с казахстанской пропиской. Назвать их смысла нет – они никому ничего не скажут, но отметим, что они сравнительно свежие (были зарегистрированы в марте 2022 года) и, судя по всему, появились именно для «антисанкционных действий». Более того, они уже не действуют около года, но уже успели перепродать в Россию товары двойного назначения, причем, за короткое время существования у них менялись учредители, в том числе с гражданством РФ.

Можно подумать, что нахождение фирм-нарушительниц в казахстанской юрисдикции автоматически перекладывает ответственность и на само государство. Мол, мы должны контролировать. Однако следует внимательно изучать не только списки (обязательно следует), но и весь сопроводительный текст, а также (в данном случае) европейское законодательство. Так, в самом пятничном решении Совета Евросоюза черным по белому говорится, что включение этих компаний в указанные списки «не влечет за собой какого-либо возложения ответственности за их действия к юрисдикции, в которой они осуществляют свою деятельность».

Что касается законодательства ЕС, то там также четко прописаны нормы, которые недвусмысленно разделяют ответственность государств, частных компаний, а заодно неправительственных организаций и отдельных лиц, имеющих юрисдикцию той или иной страны. Другое дело, что в сопроводительных документах может идти речь о связке деятельности этих компаний и личностей с существующей властью. Не говоря о том, что они могут быть государственными, а лица – имеющими отношение к власти (режиму), есть те, кто прямо связаны с агрессией, пропагандой и другими подсанкционными делами. Но это по большей части относится к российским и белорусским фирмам и деятелям. Иногда – к китайским.

Не откроем секрет, что европейская демократия (да и бюрократия) часто тормозит продвижение попадания в «черный список» даже откровенных адептов агрессии. Каждый из потенциальных фигурантов тщательно проверяется, а потом перепроверяется. Особый интерес вызывают физ-юрлица из третьих стран. Более того, откроем вам тайну, что претендентов в последний (как и предыдущие) санкционные списки ЕС (как и США, Великобритании, Канады и других) было гораздо больше. В том числе и из РК.

Можно ли успокоиться и сделать вид, что все нормально? Нет. Увеличение казахстанских компаний, так или иначе связанных с помощью стране-агрессору все же влияет на международный имидж нашей страны, а также на возможные нелицеприятные высказывания со стороны западных (украинских) политиков и СМИ. В связи с этим нашим компаниям, как государственным, так и частным, следует тщательно выбирать себе партнеров в России и Беларуси. Впрочем, не только там. На специальных сайтах Минфина и Госдепа США, а также соответствующих структур ЕС можно легко найти названия фирм, которые находятся в санкционных списках. Между прочим, там есть и реестр, в который входят юридические и физические лица, заподозренные в финансировании терроризма. Делается это очень просто. Даже быстрее, чем проверять потенциальных партнеров в самом Казахстане.

Да, правительство, МИД и Акорда не устают заявлять, что мы не допустим обхода санкций. И это не только слова, но и конкретные действия, которые зачастую невидны простым гражданам и непростым журналистам. В этом плане хотелось бы пожелать нечто большего, в том числе, и принятие определенных нормативно-правовых актов. Здесь главная инициативы, как нам представляется, лежит на парламенте, а также на НПО, гражданских активистах и тех же журналистах-расследователях. Причем, нужны не просто эмоции, а конкретные факты – без них, еще раз отметим, никакие западные институты даже рассматривать не станут подобные предположения.

На этом можно было закончить, но есть и оборотная сторона этой проблемы. Она заключается в признании того, что в нашей стране есть еще немало тех, кто прямо или косвенно поддерживает российскую агрессию, «СВО» и клеймит «киевскую хунту», несмотря на то, что официальная позиция Астаны – за территориальную целостность Украины. В первую очередь это, конечно, пресловутая «пятая колонна» и сочувствующие, которые до сих пор подвержены влиянию российской пропаганды. Но сейчас не о них. Хотя они могут подогревать антизападные настроения, в том числе в виде «плевали мы на ваши санкции».

Необходимо обратить внимание на тех, кто более скрыт и преследует личные выгоды. Еще в 2022 году в Конгрессе США упоминалось о том, что некоторые казахские олигархи в том или ином виде поддерживают режим Путина и, соответственно, войну против Украины. Причем, поддерживают деньгами и активами. Тогда особых подробностей предъявлено не было, но, заметим, что такие заявление конгрессменами на пустом месте не делаются. У нас есть кое-какие догадки, о ком идет речь, но также не станем торопиться с их обнародованием. Впрочем, скажем, что эти фигуранты прямо связаны со «старым Казахстаном», а некоторые из них являются его яркими личностями.

У них интерес прямой, так как практически все они, скажем так, находятся в орбите разработок уполномоченных органов Соединенных Штатов, Великобритании и Евросоюза в качестве потенциальных претендентов для попадания в список тех, кто получит уже персональные (адресные) санкции. Поэтому они заинтересованы в создании общих антисанкционных настроений, проецируемых российским информационным полем (мы в нем находимся, если не забыли), но и том, чтобы также выглядеть героями, против которых выступает «коллективный Запад». Кстати, немало из этих деятелей прошлого (стремящихся оставаться таковыми в настоящем) являются потенциальными фигурантами реестра в рамках правоприменительной практики Закона РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов».

Другими словами, пазл складывается. И картина, которая вырисовывается при этом, должна явственно показать, кто есть кто в Республике Казахстан. И мы нисколько не удивимся, что эти же личности могут оказаться в специальном списке, который принято называть «вторичными санкциями». Только, как нам стало известно, он будет инициирован не ЕС, а США. Возможно, уже этой весной.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.11.2024

Политолог рассказал о целях визита Токаева во Францию

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане