Алматы 05.01.2024 8237

В этот день. Per aspera ad astra

«Через тернии к звездам». Многие наши сограждане, заставшие часть соцреализма в советском кинематографе, ассоциируют эту фразу с названием научно-фантастического фильма, вышедшего в 1980 году. На самом деле это прямой перевод с латыни («Per aspera ad astra»), но мы сегодня сделаем акцент именно на космической направляющей, обратив внимание на несколько событий, произошедших в этот день в разные годы.


Сам двухсерийный фильм «Через тернии к звездам», снятый по сценарию Кира Булычева, по датам не подтянешь к нашей рубрике, хотя можно было о нем упомянуть пару лет назад – основные события по его сюжету происходят через 200 лет – в 2222 году. Конечно, сегодня эта фантастика смотрится немного наивно, но тогда она била рекорды по прокату. Просто, вспомнилось.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Рейды Палмера

В этот день. Греческий вопрос

В этот день. Беловежская пуща

Само же понятие «Per aspera ad astra» означает «Через усилие к победе» или «Через трудности к успеху». Но мы сегодня о науке. Более того – о науке, имеющей отношение к космосу. Хотя, наверное, можно начать с не очень космической темы. 255 лет назад – 5 января 1769 года – шотландский инженер Джеймс Уатт запатентовал свою первую паровую машину. Вообще, к тому времени, двигатели внешнего сгорания уже существовали и даже работали, но он усовершенствовал их до классического образца, и его изобретения по существу запустили процесс промышленной революции в Англии, а затем и во всем мире. Кроме этого, Уатт оказался самым активным пропагандистом патентной системы в XVIII веке, поэтому сегодня его некоторые рассматривают не как бескорыстного ученого, а как искусного производителя и эффективного защитника экономических прав изобретателей. Впрочем, это не отменяет его заслуг. Но это так, к слову.

Вернемся к чисто космической теме, но опять через научную фантастику. 5 января 1957 года вышел первый номер моментально ставшего популярным журнала «Техника – молодежи». Там много чего было яркого и познавательного (и немало идеологического), что особенно ярко смотрелось на фоне безальтернативности. Особый интерес там вызывали фантастические рассказы и повести. И вот первым из них оказался роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (с продолжением в последующих номерах). Лет через десять он тоже был экранизирован, но, как говорится, книга лучше.

«Туманность Андромеды» можно (да и нужно) воспринимать по-разному. Одни увидели в нем оправдание и пропаганду коммунизма (учитывая, что роман был написан в год ХХ партсъезда), другие – четко изложенную структуру общества будущего, третьи – заманчивые предсказания, четвертые – вдохновение (как братья Стругацкие, например). Но как нам кажется, это была не столько научная фантастика, сколько большая социологическая работа, в которой довольно подробно описывались общественные отношения наших потомков. Причем, большинство героев (в отличие от «Через тернии к звездам») были иностранцы, что в советской литературе было редкостью. Там были описаны и выборы, и вторжения добрых землян на территорию злых инопланетян, и такое понятие, как стресс, о котором в то время даже западная психология не говорила, как о большой беде, и так далее. Ну и конечно же – изобретения будущего. Причем, сам Ефремов признавался, что ему как будто кто-то диктовал книгу. «Все эпизоды, связанные с пребыванием астронавтов на планете Тьмы, я видел настолько отчетливо, что по временам не успевал записывать. Писалось большими «кусками» по 8-10 страниц», – вспоминал он.

Вообще, между нами говоря, нам еще ой, как далеко до межпланетных путешествий, не говоря уже про межгалактические. Если коротко, то нынешнее развитие ракетно-комической техники, по большому счету, не особо далеко ушло от паровой машины Уатта – не в технологическом, а в чисто понятийном плане. То есть, даже если мы изобретем какой-то фотонный или водородный ускоритель, то далеко не улетим в прямом смысле. Нужен совершенно новый подход. Но это отдельная тема для разговора. Однако определенные «прорывы» в плане освоения ближнего космоса были. Среди них – программа Space Transportation System или в более употребляемом виде – Space Shuttle («Спейс Шаттл»).

Это была четвертая по счету программа НАСА (после успешных проектов «Аполлон», «Скайлэб» и «Аполлон-Союз») по полетам человека в Космос. Основная ее миссия – доставка грузов на околоземную орбиту, осуществлялась с 1981 по 2011 годы. А вот днем рождения «Спейс Шаттл» принято считать 5 января 1972 года – день официального страта программы, хотя разрабатываться она стала еще с конца 1960-х. Впрочем, первые штрихи концепции применения многоразовых космических челноков были набросаны еще раньше. Кое-что разрабатывалось и в Советском Союзе, но проект был признан слишком затратным (надо было же еще в гонке ядерных вооружений участвовать), поэтому в СССР сделали ставку на ракетоносителях.

Челнок первоначально был задуман и представлен широкой публике в этом же году как «космический грузовик», который будет, в частности, использоваться для строительства космической станции Соединенных Штатов на низкой околоземной орбите в течение 1980-х годов, а затем к началу 1990-х годов был бы заменен новым транспортным средством. Однако при практическом применении концепция поменялась. Всего было выпущено четыре типа космических кораблей («Энтерпрайз», «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор»), рассчитанных до 100 пусков и (или) с 10-летним сроком эксплуатации. Два из них, «Челленджер» и «Колумбия» потерпели крушение – первый при старте в январе 1986-го, а второй при возвращении на землю в феврале 2003 года. У нас был «Буран» – точная копия «Шаттла» (первые чертежи по линии ГРУ были получены еще в 1975 году), но с единственной разницей, что у нас был только единственный пуск (в 1988-ом), да и то в автоматическом режиме, без экипажа.

В общем, до настоящего времени дальше Луны человек не летал, а если у Илона Маска что-то и получится – то, максимум, до Марса смотается, что тоже пока считается научной фантастикой. Более того, выясняется, что и саму Солнечную систему человечество особо не изучило. Этому подтверждением является еще один факт из современной истории – всего 19 лет назад, 5 января 2005 года, была официально обнаружена Эрида.

Она оказалась второй по размеру (после Плутона), самой массивной и наиболее удаленной от Солнца карликовой планетой. По нынешней классификации, если говорить научным языком, Эрида относится к транснептуновым объектам, плутоидам. Вообще, до августа 2006 года, когда прошла XXVI Ассамблея Международного астрономического союза, она претендовала на статус десятой планеты, но союз утвердил определение классической планеты, которому Эрида, как и Плутон, не соответствует. Кстати, лет пять после этого Эрида считалась крупнее Плутона, потом астрономы решили, что они примерно одинаковы, а еще через пятилетку пришли к выводу, что посчитали, что Плутон чуть побольше будет.

В принципе, это мало кого интересует и особой разницы в этом нет. Но если вам очень надо обладать такой информацией, то скажем, что орбита у Эриды сильно вытянутая – настолько, что если минимальное расстояние от нее до Солнца 5,75 млрд км, то максимальное – 14,6 миллиарда. Если проще – солнечный свет до планеты доходит за 13 часов. А вот период обращения Эриды вокруг Солнца составляет 561 год, и ближайшей к светилу точки орбиты она достигнет в 2258 году. Но если мы сегодня говорим про космические путешествия, то отметим другой «факт» (а точнее предположение ученых-фантастов). По нынешним расчетам, автоматическая межпланетная станция (с использованием гравитационного маневра у Юпитера) может достигнуть Эриды «всего» за четверть века. Не вдаваясь в эти самые расчеты, скажем, что наиболее удобными датами для запуска в обозримом будущем будут 3 апреля 2032-го или 7 апреля 2044 года. В принципе, не так много ждать осталось.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов