Действительно, за многие годы у значительной части казахстанцев выработался иммунитет к новогодним поздравлениям президента. При этом часть наших соотечественников принципиально не смотрела телевизор в эти минуты, выражая тем самым некий протест (ну не на митинг же выходить, в конце концов), а немало из тех, кто смотрел, подсознательно ждали классического «Я устал, я ухожу». Понятно, что это было «при Назарбаеве». Справедливости ради нужно отметить, что речи сменившего его Токаева отличались во многом, в том числе и отсутствием традиционного бокала с шампанским в руках тостующего. Но еще раз подчеркнем – многие особо не вслушивались в то, о чем говорит президент. И зря.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Подведение итогов. Общество. Часть II
Подведение итогов. Общество. Часть I
Ну, а для тех, кто пропустил или не вслушивался, то вкратце расскажем (напомним) основные тезисы Касым-Жомарта Токаева ночь с 31 декабря 2023 года на 1 января 2024-го, при этом отметив, что его речь была довольно неплоха с видеопланами того, о чем говорилось. Итак опустив некоторые немного банальные фразы и отчасти дежурные цифры, отметим несколько основных (на наш взгляд) идей. Во-первых, президент сказал, что «мы провозгласили ключевой задачей государственной политики обеспечение верховенства закона и порядка, приняв конкретные меры в этом направлении». Отметим, что с этого он фактически начал свое выступление, и к этой фразе мы еще вернемся.
Другое, на что необходимо обратить внимание – это о привлечении миллиардных инвестиций и поддержку малого и среднего бизнеса. Понятно, что сделанного в 2023-ем пока недостаточно, но никак нельзя не учитывать и достигнутого. Особо это касается возврата незаконно приобретенных активов, которые уже работают на экономику и рядовых граждан. Об этом мы не раз говорили, поэтому повторяться не станем. Что касается сбалансированного и конструктивного внешнеполитического курса, то надо признать, что президент явно поскромничал, коротко сказав, что «Казахстан укрепил свои позиции на международной арене в полном соответствии с долгосрочными национальными интересами». Ведь даже его критики (критиканов в расчет не берем), причем, зарубежные тоже, отмечают, что за прошедшие полтора-два года Астана на международной арене поработала на 5 с плюсом.
А вот в отношении будущего, которое уже потихоньку начинает становиться настоящим (хотя бы потому, что первая рабочая неделя 2024-го уже началась), то мы ограничимся лишь одним президентским тезисом. «В новом году мы продолжим системные реформы, нацеленные на укрепление нашей государственности, повышение благополучия народа. Мы примем комплексные меры для утверждения в обществе диктатуры закона и порядка», – сказал Токаев.
Как нам видится, далеко неслучайно эти направления были объединены в одну фразу. Из этого можно сделать вывод, что укрепление государственности, благосостояние и благополучия граждан прямо взаимосвязаны. Хоть Касым-Жомарт Кемелевич далее кое-что конкретное сказал и по экономическому направлению, но стало понятно, что действительно вводится формула «сначала политика, а потом экономика». Точнее, это будет идти вместе, но главная мысль понятна – ведь, когда было обратное (при Назарбаеве еще с конца 90-х годов), все понимали, что это, мягко говоря, неправильно. Еще более важная мысль – что реформы в этом направлении будут продолжаться, хотя скептики упрекали Администрацию президента, что она дальше обновления мажилиса и выборов районных акимов идти не собирается.
А вот мысль про комплексные меры, которые должны утвердить в обществе закон и порядок, можно воспринять по-разному. Одни сразу же посчитали это за угрозу, а другие поняли только слово «диктатура». Действительно, на первый взгляд это может выглядеть неоднозначно, особенно, если по привычке вырвать из контекста, но если разобраться, то все логично. Давайте разберемся, почему.
Во-первых, вряд ли кто-то будет против построения так называемого правового государства. Некоторые это понятие воспринимают только с точки зрения соблюдения гражданских свобод и прав человека. Да, это неотъемлемая составляющая, но далеко не единственная. Главная мысль – это соблюдение законов как гражданами, так и властью, равноправие не на словах, а на деле, а также нетерпимость к таким вещам, как безнаказанность, уход от ответственности и так далее. С этой точки зрения, наверное, среди нас не найдутся такие, кто согласится оставить существующее положение так, как было до начала реформ в этом направлении.
Во-вторых, если делать акцент на обществе, то надо признать, что оно (с приставкой «гражданское») в минувшем году стало заметно пассивнее. Тут можно сделать исключение из-за парламентских выборов, но они, как электоральный процесс, оказались обрубленными, хотя очень хорошо могли бы быть продолжены на «пилотных» выборах акимов районов и городов областного значения. Тут можно провести небольшую лекцию по политологии, но мы лишь ограничимся тем, что создалось впечатление, что власти политические реформы в большей степени нужны верхам, а не низам. В любом случае, в этом плане приходится реформировать сверху, раз уж народонаселение во многом игнорирует свои права и возможности.
Отсюда вытекает третье, и связано оно в большей степени с порядком. Тут отметим, что не стоит проводить логическую цепочку, доводя ее до «органов правопорядка». Они (полицейские), конечно, тоже нелишни, но речь здесь о другом. Ведь порядок должен быть во всем, начиная с большой экономики и заканчивая семейным бытом, от верховной политики и заканчивая социальными отношениями в школе, порядком в правительстве и порядкам на тех же митингах. Кто-то против? Мы уже не говорим о том, что представители так называемого «старого Казахстана», как отмечают многие (в том числе независимые политологи и сама оппозиция), вполне могут спровоцировать «народные протесты».
Кроме этого, нужно обратить внимание на словосочетание «комплексные меры». Они, конечно, могут подразумевать все что угодно, но вряд ли это повод развивать конспирологию или превентивно обвинять Астану, что она приготовила нам «кота в мешке». Почему? Хотя бы потому, что нынешний парламент является какой-никакой защитой против такого, но, в целом, нет никаких предпосылок к тому, что режим собирается «закручивать гайки» или что-то в этом роде. По крайней мере, если говорить про риски для нынешней власти, то от гражданского общества они для нее минимальны.
Но заметим другое. До этого президент намекал про продолжение реформ в политической сфере. Поэтому, скорее всего, нас ждут приятные сюрпризы в этом плане, причем, в данном случае мы говорим без какого-либо сарказма. А «комплекс мер», надо полагать, подразумевает не только принятие новых законов и поправки в действующих. Тут, как нам видится, нужно еще и изменение ментальности в обществе и во власти, а это, как известно, одними только дополнениями и изменениями в законодательство не сделаешь. Нужна определенная перезагрузка.
Одним из проявлений такой перезагрузки является изменение самого подхода к, казалось бы, привычным вещам. Например, к новогоднему поздравлению главы государства, которое, как мы отмечали в начале, нужно воспринимать как мини-послание. И был еще один знак, говорящий о том, что наверху стали отходить от клише и «незыблемости». Закончилось выступление Касым-Жомарта Токаева довольно креативным исполнением Гимна РК Димашем Кудйбергеном. Тут лучше один раз увидеть, как говорится – особенно, если совместить первое и второе. И жаль тех, кто сразу переключил канал или выскочил на улицу, прожигать десятки тысяч тенге в виде фейерверков, пугая собак и возбуждая автосигнализации.
Фото из открытых источников