Отчетный период, в принципе, можно начать с ноября прошлого года – когда прошли внеочередные выборы президента РК. Кто бы что бы не говорил, но это был новый этап изменения в политической и экономической жизни страны. Однако мы не будем на этот раз сравнивать, сколько было обещано Касым-Жомартом Токаевым в рамках сентябрьского Послания 2022-го и его предвыборной программы с тем, что было сделано за этот период. Во-первых, по некоторым параметрам было даже перевыполнение планов, а во-вторых, следует обратить больше внимание на то, что происходило в обществе. В том числе, потому что это редко можно увидеть в официальных сводках и правительственных отчетах.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Выборы-2024. Не у нас, но про нас
Россия, верни не свое! Пожалуйста…
Впрочем, начать, наверное, стоит с того, что делала и продолжает делать власть в этом направлении. И в этом плане, безусловно, главное событие начала уходящего года – это проведение выборов в мажилис и маслихаты всех уровней по новым правилам, которые стали возможными благодаря обширным поправкам в законодательство (законы о выборах, политических партиях, местных органах власти и в саму Конституцию).
Действительно, парламентско-маслихатовская избирательная кампания в прямом смысле слова всколыхнула общество. Несмотря на привычную критику, застарелый скептицизм и укоренившееся недоверие электората, это был невиданный подъем гражданской активности. Об этом можно было судить, в первую очередь, по тому, сколько было зарегистрировано кандидатов в депутаты во всех регионах страны. Например, по одномандатным округам в больших городах число их на одно место достигало нескольких десятков человек.
Справедливости ради стоит отметить, что кое-где местные власти то ли по привычке, то ли из-за опасений конкуренции стали «отбривать» некоторых претендентов, но благодаря их настойчивости, а также негласному вмешательству сверху, подавляющей их части была утверждена регистрация. Более того, старые методы при новых правилах оказались неким стимулом для продолжения борьбы.
Однако потом что-то случилось. Мы уже не раз поднимали эту щекотливую тему, отмечая противоречивое отношение к ней. С одной стороны, аргументы проигравших в выборах экс-кандидатов выглядели обоснованно, а с другой – как-то странно было, что они все разом отказались участвовать в другой избирательной кампании 2023-го – прямых выборах акимов районов и городов областного значение. Мы не станем повторяться, в том числе, что, по большому счету, все произошедшее можно считать «минусом» для гражданских активистов. Точно также, как и гражданского общества в целом, которое, по существу, не поддержало своих кандидатов ни в тех, ни в других выборах. Жаль.
А что в итоге? Кто выиграл? Конечно же власти и некоторые политические партии, которые получили козыри на пилотных выборах райакимов. Центризбирком и другие госструктуры отчитались, что все прошло хорошо и спокойно, и в этом они действительно были правы. Конечно, хотелось бы, чтобы на втором этапе этих выборов общество и его представители были активнее, но это уже относится к следующему году.
Также на 2024-ый, судя по всему, переносится объявленный президентом общенациональный референдум по строительству (или не строительству) АЭС в Казахстане. Это очень важный момент с точки зрения развития электоральной культуры, да и зарубежные наблюдатели дали понять, что держат эту тему под пристальным вниманием. Это, в частности, относится к французам, которые не менее тех же россиян заинтересованы в своем участии в строительстве. Если, конечно, глас народа скажет «да».
К слову, нужно упомянуть, что внешнеполитические связи Акорды в этом году также вызвали интерес со стороны общества (как отмечалось, Касым-Жомарта Токаев за неполный 2023 года намотал порядка 60 тысяч километров за пределами страны). В ряде случаев это была поддержка действия президента, что объективно говорит о повышении имиджа верховной власти среди электората.
Но вернемся к практике проявления общественного мнения. Опять-таки, если отталкиваться от правовой основы, то безусловным достижением в этом плане является принятие долгожданного закона о местном самоуправлении и того, что принято называть законом о петициях. Правда, введение их в действие отложено на начало апреля следующего года, а некоторые их нормы все еще вызывают неоднозначную реакцию среди экспертов, но факт остается фактом – это существенный шаг со стороны власти в сторону реализации концепции «слышащего государства». Другими словами, это «плюс» властям, который, мы надеемся, станет двойным «плюсом» обществу, когда все, что написано на бумаге станет воплощаться в жизнь.
Однако и без принятия этих нормативно-правовых актов гражданское общество не раз давало понять, что уже созрело для этого. Стало понятно, что действующие на разных уровнях и в различных госорганах так называемые общественные советы уже не удовлетворяют пожеланий граждан. Часто они сами стали устраивать проверки деятельности чиновников, получая при этом поддержку со стороны СМИ и независимых блогеров. И это несомненно добавляет «очки» в копилку общества. Вместе с тем, стало больше конструктивной критики властей, а к критиканству граждане стали относиться, как минимум, осторожно. Хотя по некоторым позициям, в том числе, по отношению к забастовкам, нужно еще многого достигнуть.
Что касается петиций, то обращает на себя внимание призыв к ужесточению наказания по случаям бытового насилия, которое подписали более 150 тысяч казахстанцев. Да, эта петиция была организована еще в феврале 2021 года, а популярность получила лишь после трагедии с Салатанат Нукеновой, но это говорит о том, что мы можем быстро и слаженно реагировать на несправедливость. Кроме этого, наши граждане доказали, что могут оторваться от собственных проблем и выстраивать из частного нечто общее. Пусть даже в данном случае это исходило из принципа «нет худа, без добра», но все же это повод похвалить самих себя.
Если вернуться к парламентским выборам, а точнее, к тому, что стало их следствием – к существенно обновленному парламенту, то здесь можно наблюдать тот факт, что в обществе повысилось доверие к мажилисменам. Практически на каждом пленарном заседании нижней палаты парламента высказываются мысли и идеи, которые получают широкий отклик среди гражданского общества, их поддержку. Можно подумать, что это в большей мере относится к «плюсам» самих депутатов, но на самом деле такое положение продвигает ту самую электоральную культуру, которой нам не хватало все эти года. И до сих пор не хватает, откровенно говоря. Другими словами, складывается ощущение, что на следующих выборах можно ожидать большую явку избирателей, чем весной этого года. И это тоже большой «плюс», пусть даже в будущем.
Происходили в этом году и другие резонансные события. Многие из них были неким продолжением того, что было начато в прошлом году и во многом связаны с низложением Старого Казахстана. Но об этом мы поговорим во второй части наших «Итогов года», касающихся развития гражданской активности.
Продолжение следует…
Фото из открытых источников