Культура

В деревню, к тетке, в глушь, в Конаев

Константин Козлов

30.11.2023

Театр «АРТиШОК» запустил новый проект в виде арт-исследования. После череды спектаклей о прошлом и настоящем Алматы – «ПРЯМОПОТОЛЕБИ», «Уят», «Бешеный бык» и т.п. театр решил исследовать феномен города Конаева – бывшего Капчагая. Для этого в течение полугода он будет устраивать открытые репетиции и проводить исследования: как у капчагайцев (на предмет особой феноменологии этого города) – так и алматинцев – как через призму развития соседнего города они видят будущее этого города, своего города, да и в целом своей страны.

Так вышло, что сегодня город Конаев – единственный областной центр, где нет театра. Зато, возможно, первый, у которого будет собственный спектакль.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Как написать объективную историю

Станет ли Алматы центром театральной эмиграции

Исповедь понаехавших. В Алматы поставили спектакль о релокантах

AРTиШОК объявил о создании спектакля «Конаев» о прекрасном казахстанском городе будущего, которое должно когда-то случиться вместо заброшенных казино, пустынных пляжей и городских ОПГ. Анонсирован спектакль о городе-спутнике, которому выпала честь носить великое имя и шанс изменить провинциальную судьбу десятков региональных казахстанских городов. Открытая репетиция – это рабочий формат создания спектакля, где у театра есть возможность проверить тему и персонажей, а у зрителя – увидеть, как рождается будущая постановка и, в каком-то смысле, стать ее соавтором.

«Қонаев» – это один из таких спектаклей, в которые театр заключает свое высказывание – о стране, о городе, о настоящем и, в этот раз, даже немного о будущем. Это история о нас всех в нынешнем состоянии, и о том куда оно могло бы привести, именно поэтому нам так важно сегодня творить эту историю вместе с нашими зрителями», – рассказывает директор театра АРТиШОК.

Через авторскую драматургию, через поиск историй и актерских этюдов, труппа театра будет делиться с вами этапами этого исследования в течение всего сезона. Помимо первого предпоказа в ноябре, планируется провести еще две открытые репетиции в феврале и в начале апреля, чтобы в конце сезона представить для зрителей премьеру полноценного мюзикла с авторской музыкой и текстами.

Собственно, первая открытая репетиция выдалась, если не полноценным спектаклем, то уж точно полноценным творческим эскизом. И хотя худрук театра и режиссер спектакля Галина Пьянова предупреждала зрителей, что по ходу спектакля она может и остановить его, и дать какие-то творческие пояснения артистам и даже зрителям, спектакль не останавливался ни на секунду. Многое было отдано на откуп актерской импровизации, поэтому этот сценический эскиз длился более полутора часов, вместо заявленных 55 минут.

Сейчас актеры и режиссер в буквальном смысле слова на зрителях пробуют развитие сюжетных линий с разными персонажами. Там есть историческая линия времен старого Илийска, который ушел под воду при строительстве ГЭС. Есть линия недавней истории, времен строительства завода «Вимпекс», когда запах спирта раскатывался по всей территории города вплоть до пляжей.

Не обошлось и без традиционных для театра экспериментов. Например, была предпринята попытка поставить на сцене настоящий хоррор. Многим памятна городская страшилка про капчагайскую деву – голосующую на трассе заплаканную заблудившуюся девушку, которую если встречный водитель подберет, то бесследно пропадет и никто его никогда не увидит.

Есть просто «закидывание» удочки на будущие темы. То есть, сюжетные линии которые показываются одной сценкой, но развития не получают. Как, например, история с релокантом, который гуляет по Конаеву, встречает там полицейского. А тот, узнав, что тот уехал от мобилизации встречает его фразой: «А ты почему родину не защищаешь!», на что следует обезоруживающий ответ: «А на нее никто не нападал!». По рассказу, Галины Пьяновой этот случай полностью списан из жизни.

Живой отклик в зале вызвала история двух торговок – приезжей из Шымкента и коренной капчагайки. Их спор, начавшись с цен на товар быстро переходит на межнациональный и межязыковой спор (если не сказать хлеще). А примиряет их, что тоже символично, сердобольность и желание помочь заблудившемуся на рынке аташке, которому стало плохо. К слову, аташка этот - сквозной персонаж, весь спектакль ищущий, где акимат. А что ему нужно в акимате – отдельная интрига – не стоит спойлерить.

Впрочем, вполне возможно, что часть этих персонажей не доживет до премьерной версии спектакля. Как и будет иным финал – в этой версии Конаев будущего представляется эдаким «победившим казино», где собирается сплошь мафия, где простым людям уже нет места. А может потому, что места для жизни там уже просто нет – вода ушла, водохранилище высохло, а все вокруг превратилось в жизненную пустыню.

К слову, и такой вариант предлагался в тесте, который раздали зрителям. Там предлагалось выбрать – какие персонажи им были бы более близки и какой финал, точнее какое будущее для Конаева они видят. Либо оптимистическое – превращение Конаева в некий аналог Эмиратов и Сингапура. Либо реалистичное – что в 2060 году бывший Капчагай попросту сольется с разросшимся Алматы.

Что выбрали зрители и что выберет творческая группа станет известно в феврале, когда пройдет вторая открытая репетиция.

Фото театра АРТиШОК


Константин Козлов

Публикации автора

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

И нужен нам берег турецкий!

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов

Алматы, который мы не знали

Тектурмас. Хадж по-советски

Верненские магнаты: жизнь и судьба

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии