На сей раз объектом исследования стал дом, в котором располагается малая сцена театра «АРТиШОК» на пересечении улиц Жибек Жолы и Кунаева. Дом этот построен в 1977 году и за почти четверть века перевидал немало на своем веку. Так случилось, что главным прославившим его объектом стал подвал.
Обычная девятиэтажка в стиле советского модернизма, и, как говорится, первые 8 лет ничего не предвещало. Предвестило же на заре перестройки, когда в 1985 году по тогдашней моде здесь решено было открыть дворовый клуб. Клуб этот имел сказочно-подводную тематику и назывался «Несси» - в честь – ни много ни мало – Лох-Несского чудовища. Надо сказать, что в этом доме и в прилегающих живет немало людей, которые помнят те времена и с удовольствием рассказали, как этот подвал расписывали – это было суперсовременно и новаторски по тем довольно серым и скучным временам.
– Вообще у меня была идея превратить Ленинский (ныне Жетысуский) район в некий Монмартр, – вспоминает искусствовед Камила Магзиева. – Я ходила по крышам, чтобы там организовывать кафе. Потом я брала с собой коммунальщиков, которые говорили: сюда нельзя привезти, здесь не провести коммуникации. И я пошла по подвалам.
Спустя два года в этот подвал впервые вселился театр. Это был театр пантомимы «На ладони», где блистал тогда начинающий мим, а ныне легенда этого жанра в Казахстане – Сергей Червяков. В то же самое время в этом подвале расположился первый в Казахстане рок-клуб «Рухани», которые впоследствии возглавил подготовку к первому рок-фестивалю в Алматы и вообще в Казахстане. Он прошел в Парке Горького и на него приехал Питер Дженнер, продюсер легендарных «Pink Floyd».
Вообще так сложилось, что этот подвал стал самым настоящим центром притяжения творческой молодежи. Следующим этапом стала деятельность арт-объединения «Зеленый треугольник» во главе со знаменитой художницей-концептуалисткой Сауле Сулейменовой. По ее словам, из всех выставок, это была самая четкая и внятная по концепции.
С 1991 по 1995 год в этом здании тоже был театр – по сути перезапустившийся «На ладони», который теперь назывался «Постскриптум». Там снова играла компания во главе с Сергеем Червяковым, и другим мимом – Андреем Мармонтовым, ныне известными кинорежиссером и продюсером. А затем здесь на долгие годы расположилась биллиардная. Кстати, это самый темный и неисследованный период в истории этого здания. И исследователи по-прежнему ищут свидетелей, готовых рассказать интересные истории о том периоде.
Ну, собственно. С 2001 года и по сей день в подвале того здания располагается театр «АРТиШОК». Надо сказать, что его судьба, вероятно, сложилась бы иначе, если бы не цепь случайностей. В тот период основатель и будущий худрук АРТиШОКа Галина Пьянова как раз искала помещение под новый театр. По ее воспоминаниям, будучи беременной она прогуливалась по Арбату и решила забежать «по нужде» в бывший «Постскриптум», в котором некогда тоже работала. И ровно в тот момент хозяин биллиардной надумал его продавать. Первое время предполагалось, что театр будет арендовать это помещение. Но перспективы подобного развития событий были весьма туманными. Публика была консервативной и вряд ли бы повалила на совершенно неизвестные представления «городских клоунов», коими тогда и считались артисты «АРТиШОКа». Помог предприниматель и меценат Андрей Маляренко, который дал денег, дабы театр выкупил это помещение.
– Я – человек, который занимается бизнесом и зарабатываю деньги. Мой моральный комфорт – дать вам – людям, которые занимаются не бизнесом, а искусством – дать вот эти деньги, чтобы вы приобрели театр, – вспоминает слова Андрея Маляренко другая основательница театра Вероника Насальская.
Сама же Галина Пьянова вспоминает, что в минуты отчаяния, когда хочется завязать с театром, она частенько вспоминает поступок Маляренко, и теперь не может просто так все закончить, так как человек в свое время дал деньги именно на театр. Как видим, он не прогадал – «АРТиШОК» стал главным независимым театром города и даже страны.
– Мы провели беседы с десятками людей и поняли, что концепция беседы с непосредственными участниками, очевидцами и просто свидетелями – путь к максимально объективному исследованию, - рассказывает куратор проекта, сооснователь (Не)Музея архитектуры Алматы Анель Молдахметова. – У всех участников проекта самые разные воспоминания, и порой их перехлестывали эмоции, когда они все это нам рассказывали. Но тем интереснее исследование и объективнее получается картина. Таким образом мы исследуем коллективную память и заново проживаем и самые лучшие и самые трагические моменты нашего прошлого.
К слову, о трагическом. (Не)Музей архитектуры уже имел опыт проведения исследования другого архитектурного объекта. Несколько лет (Не)музей квартировал в здании бывшего НКВД КазССР, где ныне расположена галерея «Улар» и принципы исследования объекта через истории людей были расположены уже там. Даже удалось раздобыть воспоминания одной из узниц тюрьмы НКВД. Бабушка одной из участниц проекта Александры Черезовой пересказала воспоминания своей матери, некогда сидевшей там. Непросто было разговорить бывших сотрудников КГБ КазССР, хотя с материалами помогли бывшие сотрудники некогда бывшего в этом здании Музея политических репрессий. К слову, сейчас часть здания бывшего карательного органа перестроена под гостиницу.
В общем, можно сказать, что мы наблюдаем рождения нового для Казахстана метода исторических исследований. Что особенно важно, когда историком считает себя каждый, городской сумасшедший умеющий пользоваться соцсетями. Уж лучше свидетельства прямых очевидцев. Жаль только, что чем дальше в историю, тем они мене доступны.
Фото: Константин Козлов