Культура

Как написать объективную историю

Константин Козлов

20.10.2023

Уникальный летописный проект на днях презентовали театр «АРТиШОК» и (Не)Музей архитектуры Алматы. Не секрет, что история Казахстана и Алматы, в частности, полна мифов и спекуляций, которые каждые используют в зависимости от целей и политических взглядов. И вот, похоже, найден самый достоверный способ исследования истории городских объектов – с опорой на личные воспоминания людей, связанных с этим местом.

На сей раз объектом исследования стал дом, в котором располагается малая сцена театра «АРТиШОК» на пересечении улиц Жибек Жолы и Кунаева. Дом этот построен в 1977 году и за почти четверть века перевидал немало на своем веку. Так случилось, что главным прославившим его объектом стал подвал.

Обычная девятиэтажка в стиле советского модернизма, и, как говорится, первые 8 лет ничего не предвещало. Предвестило же на заре перестройки, когда в 1985 году по тогдашней моде здесь решено было открыть дворовый клуб. Клуб этот имел сказочно-подводную тематику и назывался «Несси» - в честь – ни много ни мало – Лох-Несского чудовища. Надо сказать, что в этом доме и в прилегающих живет немало людей, которые помнят те времена и с удовольствием рассказали, как этот подвал расписывали – это было суперсовременно и новаторски по тем довольно серым и скучным временам.

– Вообще у меня была идея превратить Ленинский (ныне Жетысуский) район в некий Монмартр, – вспоминает искусствовед Камила Магзиева. – Я ходила по крышам, чтобы там организовывать кафе. Потом я брала с собой коммунальщиков, которые говорили: сюда нельзя привезти, здесь не провести коммуникации. И я пошла по подвалам.

Спустя два года в этот подвал впервые вселился театр. Это был театр пантомимы «На ладони», где блистал тогда начинающий мим, а ныне легенда этого жанра в Казахстане – Сергей Червяков. В то же самое время в этом подвале расположился первый в Казахстане рок-клуб «Рухани», которые впоследствии возглавил подготовку к первому рок-фестивалю в Алматы и вообще в Казахстане. Он прошел в Парке Горького и на него приехал Питер Дженнер, продюсер легендарных «Pink Floyd».

Вообще так сложилось, что этот подвал стал самым настоящим центром притяжения творческой молодежи. Следующим этапом стала деятельность арт-объединения «Зеленый треугольник» во главе со знаменитой художницей-концептуалисткой Сауле Сулейменовой. По ее словам, из всех выставок, это была самая четкая и внятная по концепции.

С 1991 по 1995 год в этом здании тоже был театр – по сути перезапустившийся «На ладони», который теперь назывался «Постскриптум». Там снова играла компания во главе с Сергеем Червяковым, и другим мимом – Андреем Мармонтовым, ныне известными кинорежиссером и продюсером. А затем здесь на долгие годы расположилась биллиардная. Кстати, это самый темный и неисследованный период в истории этого здания. И исследователи по-прежнему ищут свидетелей, готовых рассказать интересные истории о том периоде.