Интервью

Слово влияет на умы

Айгуль Омарова

10.11.2023

Не так давно большая группа казахстанских писателей была отмечена государственными наградами и званиями, а также премиями различного рода. Что означает этот факт? Благодарность за творчество или признание общественной значимости литературы? Об этом наш разговор с писателем, президентом казахстанской Ассоциации франчайзинга Бекнуром Кисиковым.

- Бекнур, ко Дню республики объявили о присвоении званий и наград большой группе казахстанцев. Среди отмеченных есть и писатели. Так, звание «Народный писатель» получили Толен Абдиков, Смагул Елюбай. Есть писатели, награждённые орденами. О чём говорит такой факт? Можем ли мы утверждать, что литература имеет влияние на умы и сердца в наши дни?

- Конечно, литература оказывает влияние на умы, так как основные смыслы, так или иначе, проявляются в литературе. Я имею в виду глубокие смыслы, доступные для думающих. В мире TikTok и Instagram, где, казалось бы, основными являются текущие тренды современного общества, литература может не казаться столь заметной и видной. Но это лишь на первый взгляд, потому что ищущий, мыслящий человек не может удовлетвориться только пережеванными фрагментами видео, которые практически не активизируют работу мозга. Мыслящий индивид будет искать литературу, чтобы понять, что происходит в мыслительном мире. Он будет пытаться найти смысл в тексте, и это не в секундных видео, а большая работа с текстом, мыслями и воображением. Это - диалог с автором и разработка собственной мыслительной стратегии, вдумчивость и поиск семантики в словах, это -семиотика в оценке контекстов и изучение древних и магических искусств, известных как литература. Да, это может быть чем-то непопулярным, но всегда найдется свой читатель.

- Всегда ли признание со стороны властей означает популярность среди читателей? Мне вот кажется, что опрос населения покажет незнание многих имён.

- В целом, да, писатели не так известны, как, предположим, эстрадные звезды. Когда-то было совершенно по-другому. Люди не знали, кто поет в те годы, но знали имена Нурпеисова, Сулейменова, Айтматова и других писателей. Сегодня тренд изменился. Была эпоха полной бездомности и мыслительного нигилизма. И такие имена, как Смагул Елюбай, Толен Абдиков, могут быть неизвестны многим, но зато у всех на устах Кайрат Нуртас.

Но опять же, поверьте, что люди, сидящие в библиотеках, читающие книги, у которых высокий интеллект, мыслящие и знающие, знают этих писателей. И не просто знают, но и читают, любят, цитируют. Поэтому так ли важно, что тебя знают миллионы, когда читают тебя пусть тысячи, но зато это люди с богатым внутренним миром. Книги всегда читали избранные. Всегда читал какой-то процент от общего числа населения, и пусть это выглядит, может быть, высокомерно, но читатель сегодня — это избранный, это особенный человек. По-моему, важно, чтобы этих людей знала интеллигенция. Но, если и интеллигенция не знает, то, конечно, это плохо.

В идеале хотелось бы, чтобы наших писателей знало большинство, как, например, в Японии, Исландии и Великобритании, где каждого своего писателя знают очень хорошо, и часть из них получала Нобелевскую премию. Но, увы, мы в этом отношении отстаем.

Осторожнее с художественным вымыслом

- Заметно, что читателей интересуют книги, связанные с историей страны, казахского народа. При этом многие не осознают, что писатели используют художественный вымысел и тем самым порождают мифы. Как это прокомментируете?

- Да, с этим нужно быть осторожным. Когда-то я восхищался великолепным романом гениального, на мой взгляд, писателя, настоящего мастера своего дела — Исая Калашникова. Речь идет о книге «Жестокий век». Собственно говоря, полностью изучил историю Чингисхана через эту книгу, и это было действительно захватывающе. В дальнейшем я перечитал этот роман 17 раз. Это удивительный и атмосферный роман, который, кстати, был основан на серьезном историческом документе под названием «Сокровенное сказание монголов».

А еще тогда была популярна трилогия Яна, который был профессиональным историком. Напомню также про историографическую книгу «Кочевники» Ильяса Есенберлина, который открыл нам мир наших предков.

Но это были редкие примеры, когда писатели дружили с историческими материалами и углублялись в архивы, чтобы написать ту или иную книгу. А сейчас все обращаются к историческим временам и не всегда опираются на исторические факты. Ну, это ладно, всегда можно ссылаться на вымысел. Но меня особенно беспокоит то, что в художественных произведениях превозносят своих вымышленных батыров.

История, конечно же, динамична и в некотором смысле контекстуальна, но всё равно при работе с историческими материалами есть свои правила. Можно украсить, удивить, использовать метафоры, но не лгать, не спекулировать и так далее. Поэтому массовое увлечение этим не всегда хорошо. Историей должны заниматься историки, а писатели должны опираться на доказанные исторические факты и материалы, а не выдумывать что-то свое.

Новые имена и новые веяния

- Если проанализировать ситуацию в литературе, то можно увидеть некий всплеск. Появляются новые имена, а писатели с именем начинают звучать по-новому. Чем это можно объяснить?

- Это всегда было в истории. В литературных периодах всегда можно наблюдать некие пассионарные всплески, к примеру, акмеизм, критический реализм, модернизм - всё это всплески, под которыми были еще субпериоды. И это, мне кажется, такой нормальный процесс развития литературы. За декадансом, в котором сейчас пребывает литература, будет Ренессанс, и так было всегда. Но интерес к слову у людей никогда не ослабеет.

- Интересно, что сейчас сложилось как бы несколько поколений писателей. Среди них есть маститые, затем уже выпустившие несколько книг и получившие признание, и начинающие. К кому Вы относите себя?

- Я бы назвал себя средним писателем, не маститым, но и не начинающим юнцом. Я не получил признание, скорее всего, меня знают по другим направлениям. Поэтому, надеюсь, я - крепкий середнячок, работающий на своем литературном поле.

Остаются инженерами человеческих душ

- В советское время писателей называли «инженерами человеческих душ». А сегодня как мы назовём писателей?

- Они остаются инженерами души, просто это происходит не так массово. Нужно заметить, что советский период - это самый благоприятный период для писателей. Их ценили, внимательно слушали и читали много. Писатель редко когда может себя пробить. Это - штучная единица, и он не может вмещать в себя и агента, и редактора, и издателя, даже книжного продавца (я, кстати, включаю всё это в своей работе). У нас нет литературного производства, у нас есть только типографии, готовящие книги по госзаказу. И независимых издателей почти нет.

В СССР государство на всех уровнях поддерживало писателей. Но, с другой стороны, была цензура, и книги должны были соответствовать политике партии. Поэтому в каждой эпохе есть свои нюансы.

Сегодняшнее время интересно тем, что писателю приходится вступать в острой конкурентной борьбе, чтобы его книги дошли до читателя. Но не каждый может это вынести, и многие таланты, к сожалению, пишут в стол, хотя они могли бы быть гениями, но об этом никто не узнает.

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Публикации автора

Госпиталь, которого нет

В поисках баланса

Дело молодых: для кого прозвучало Послание президента

Космос с казахстанским флагом

Универсальный язык коммуникации

Локомотивы интеграции в Центральной Азии

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.09.2024

Перспективы атомной энергетики обсудили в Туркестане

ЭКОНОМИКА | 13.09.2024

Проблема под контролем: что происходит с водоснабжением Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Олжасу Бектенову рассказали о развитии Шымкента

НОВОСТИ | 13.09.2024

Соглашение о сотрудничестве заключили Узбекистан и Турция

НОВОСТИ | 13.09.2024

«Челси» ждут экстремальные условия в Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Туркменистан отправил 93 тонны гуманитарной помощи в Афганистан