Геополитика

Дружба России и Китая «с фигой» за спиной?

Талгат Мамырайымов

31.10.2023

В последнее время много говорят о том, что, дескать, Россия и Китай установили и развивают братские, союзнические отношения. На самом же деле эта «дружба» носит конъюнктурный, временный характер, которая закончится сразу после того, как, допустим, Китай станет «главной» державой в мире. Тогда Россия будет довольствоваться не просто ролью младшего брата, что сейчас уже происходит, а может де-факто стать колонией КНР. После того, как их совместная деятельность по развалу однополярного мира не закончится их условной победой. Не случайно на саммите СНГ в Бишкеке президент Беларуси А. Лукашенко сказал, что у «старшего брата», мол, «свои интересы», следовательно, «нам нужно объединяться», чтобы быть сильными. Мэр Москвы С. Собянин на Московском экономическом форуме в конце сентября заявил, что страны Азии (подразумевается прежде всего Китай) ведут с Россией экономическую войну и не собираются давать доступ к высоким технологиям. Очевидно, что такие разговоры направляет Кремль. То есть Москва дружит с Бейджином «с фигой» за спиной.

Благо, что сам Китай не против улучшения отношений с США, поскольку это – ключевой экономический партнер после Евросоюза. В прошлую среду обнародовали письмо Си Цзиньпина, в котором он заявил, что Китай готов к сотрудничеству с США, ибо для всего мира важно, чтобы Вашингтон и Бейджин выработали «правильный путь для сотрудничества». С другой стороны, это предложение Си - некая формула биполярного мира. Джо Байден в пятницу в Вашингтоне встретился с членом Политбюро ЦК КПК, министром иностранных дел Китая Ван И. Китайский топовый чиновник заявил: «У нас есть разногласия, в то же время у нас также есть важные общие интересы, и мы сталкиваемся с вызовами, на которые нам необходимо реагировать сообща. Поэтому Китаю и Соединенным Штатам необходимо вести диалог». Джо Байден подчеркнул, что США готовы «поддерживать контакты с Китаем и совместно противостоять глобальным вызовам». Предполагается, что встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина пройдет на саммите лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско с 11 по 17 ноября.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

СНГ – Советский Союз 2.0?

Опасное братание Москвы и Пхеньяна

Путин запустил новую огромную баллистическую ракету в сторону Казахстана

Тем временем глава Генштаба вооруженных сил Индии генерал Анил Чаухан заявил, что Россия в ближайшие годы потеряет геополитическое значение в мире, даже несмотря на обладание Москвой ядерным оружием и её сотрудничество с Китаем. Чаухан считает, что сейчас мир переходит от старого миропорядка к новому, где роль России будет снижаться. При этом Чаухан отметил: «Восстание Вагнера указывает на внутреннюю слабость и сигнализирует о том, какое будущее может ждать Россию». Между тем, по мнению индийского генерала, Китай будет усиливаться и становиться более «агрессивным».

Есть версия, что за войной в Украине и атакой Хамас на Израиль якобы стоит Бейджин. Согласно этим слухам, Хамас и российская армия опосредованно выполняют задачи не своих непосредственных «начальников», а кого-то другого, более могущественного. Выясняется, что боевиков Хамас незадолго до 7 октября тренировали несколько месяцев инструкторы ЧВК Вагнер, а хамасовцы было вооружены северокорейским и российским оружием. Отдельные аналитики полагают, что масштабные кибератаки на израильские системы безопасности 7 октября могли осуществить только российские специалисты, имеющие в этом деле большой опыт. По мнению некоторых аналитиков, всё это не могло состояться без больших ресурсов, в том числе технических, возможно, со стороны Китая. Иначе говоря, так Бейджин будто бы пытался втянуть США в большую войну, которая ослабит американское государство, и приведет к единоличному лидерству Китая в мире.

В середине сентября Китай представил «Предложение Китайской Народной Республики по реформированию и развитию глобального управления». Напомним, что в ходе форума «Один пояс, один путь» много говорилось о необходимости того, чтобы Китай возглавил Глобальный Юг для развития мира. В связи с этим некоторые эксперты думают, что Россия и Китай, призывая к многополярному миру, «так выступают за новые полномочия Глобального Юга, чтобы заручиться его поддержкой в борьбе с США». В этом свете резкое ухудшение ситуации на Ближнем Востоке может быть частью этой игры. К слову, в прошлую среду Россия и Китай своим вето заблокировали в Совбезе ООН резолюцию США по конфликту на Ближнем Востоке. В этот же день в России провели испытание нескольких баллистических ракет, «объяснив это подготовкой массированного ядерного ответа на возможное внешнее нападение».

Таким образом, Россия продолжает сохранять свои великоимперские амбиции. Потому-то Путин на форуме в Китае, по сути, говорил не в пользу «Одного пояса, одного пути», а рекламировал российские транзитно-транспортные маршруты – в первую очередь по направлению Север-Юг. Путин так же подспудно показал, что «Один пояс – один путь» сопрягается с Евразийским экономическим союзом, а не является его частью. Кроме того, Путин указал на развитие Северного арктического морского пути, как фактически некий национальный российский проект, который ничем не хуже «Одного пояса, одного пути». В. Путин уточнил: «Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всём протяжении Северного морского пути станет круглогодичной». В итоге он призвал иностранных инвесторов, начиная с членов БРИКС, к участию в данном глобальном проекте.

Между прочим, Китай очень заинтересован в этом морском пути, но Москва, по-видимому, не готова делиться этим проектом с Бейджином на равных, как с партнером. Одним словом, Путин в своем выступлении пытался показать, что Россия не является сателлитом Китая, не собирается быть неким винтиком «Одного пояса, одного пути». В этой связи нельзя исключать, что отсутствие президентов Таджикистана и Кыргызстана Э. Рахмона и С. Жапарова на форуме «Одного пояса, одного пути» может быть и неким завуалированным вызовом Китаю со стороны России. По всей видимости, Кремль стремится предотвратить установление политической гегемонии КНР в Центральной Азии, которая для России является некоей внешней «губернией». Да и устойчивость власти как Э. Рахмона, так и С. Жапарова полностью зависит от Москвы. Поэтому они всегда будут с готовностью выполнять указания Кремля.

В прошедший четверг глава российского правительства М. Мишустин на заседании глав правительств ШОС в Бишкеке обсудил ряд вопросов с руководителем Государственного совета КНР Ли Цяном. Мишустин сегодняшний уровень отношений России и Китая назвал беспрецедентным. И он прав, спору нет. Однако эти отношения являются, по сути, игрой в одни ворота – льют воду преимущественно на мельницу китайского благополучия. В условиях международной изоляции Китай для России стал неким спасательным кругом, особенно в экономическом плане. Неумолимо растет российско-китайский товарооборот: «В январе-сентябре объем торговли увеличился еще на 27% - это по сравнению с аналогичным периодом 2022 года - до 16 триллионов российских рублей, или 1 триллиона 200 миллиардов китайских юаней».

Сейчас уже больше 90% трансграничных расчетов между Россией и Китаем осуществляется в рублях и юанях. Сегодня основной валютой для России стал китайский юань, который в сравнении с рублем чувствует себя гораздо лучше. Так, в январе–июле текущего года «объем торгов юанем на Московской бирже вырос в 6,5 раза — до 18,3 трлн рублей с 2,7 трлн рублей год к году». В результате китайский юань стал наиболее торгуемой валютой на Московской бирже, а также главным источником займа для российских компаний. Активы в юанях сейчас составляют больше половины всех ликвидных средств Фонда национального благосостояния России. Китайский юань уже является резервной валютой для России, играя для российского рынка стабилизирующую роль. Тем самым российская экономика плотно подсаживается на юань как во взаиморасчетах, так и в инвестициях.

Так, российская экономика в некотором смысле функционирует на таком же уровне, как какая-нибудь провинция Китая. В настоящее время практически все компетентные экономисты утверждают, что после начала войны в Украине российская экономика входит в зависимость от китайской. Россия поставляет в Китай в основном энергоресурсы и продукты питания, с нарастанием импортирует технологические и потребительские товары (компьютеры, смартфоны, бытовая техника и другая электроника), продукцию легкой промышленности. В прошлом году китайские компании фактически стали монополистами на российском рынке мобильной телефонии. Вскоре так же дела будут обстоять и в автомобилестроении, авиационной и железнодорожной отраслях. В данный момент около 70% российского авторынка – это китайские авто. Короче, российский потребитель почти полностью подсаживается на китайскую продукцию – взамен западной. То же самое можно сказать и о российской экономике.

И эта «зависимость России от Китая будет только возрастать, и Китай может использовать эту ситуацию для продавливания нужных ему условий контрактов». Собственно, Китай уже начал постепенное «поглощение» России. В середине октября Россия и Китай делимитировали последний участок совместной границы. В результате чего к Китаю отошла половина Большого Уссурийского острова России. Таким образом, разговоры о «вечной братской дружбе» Москвы и Бейджина не имеют под собой никаких прочных оснований. Показательно, что во время поездки Путина на форум в Китай ему так и не удалось договориться с товарищем Си о строительстве газопровода «Сила Сибири-2». Другими словами, Китай в отношениях с Россией постоянно руководствуется превалированием своих интересов, как в отношениях с вассалом.

Вместе с тем в виду углубляющегося спада китайской экономики товарищ Си, вероятно, рассчитывает посредством развития «Одного пояса, одного пути» улучшить положение экономики Китая. Засим он заинтересован в расширении экономического сотрудничества с Россией и Центральной Азией. Учитывая напряженные отношения со своим основным торговым партнером – США и Евросоюзом. Поэтому Бейджин, скорее всего, полагает, что без разрушения господства США в мире невозможно добиться более лучшего положения китайской экономики. В этой связи примечательно, что сегодняшнее обострение геополитической обстановки в мире (война в Украине и конфликт Хамаса с Израилем) многие эксперты рассматривают как борьбу России и Китая за выгодное место в мировых торговых цепочках добавленной стоимости. Тем самым неудивительно, что на недавнем форуме Шелкового пути Си Цзиньпин отметил углубление политического взаимодоверия между Россией и Китаем. И никто не знает, кривит ли душой в данном случае товарищ Си?

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Самоубийство как ответ проблемной реальности

Counter-Strike как метод управления

От Дурова до Кима

Философия прагматического эгоизма

Бейджин пытается помочь Москве?

Системная болезнь Казахстана

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.09.2024

Перспективы атомной энергетики обсудили в Туркестане

ЭКОНОМИКА | 13.09.2024

Проблема под контролем: что происходит с водоснабжением Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Олжасу Бектенову рассказали о развитии Шымкента

НОВОСТИ | 13.09.2024

Соглашение о сотрудничестве заключили Узбекистан и Турция

НОВОСТИ | 13.09.2024

«Челси» ждут экстремальные условия в Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Туркменистан отправил 93 тонны гуманитарной помощи в Афганистан