Аналитика

НЭП-2023. В согласии с политикой

Мирас Нурмуханбетов

28.08.2023

В грядущую пятницу президент откроет новый политический сезон, выступив с шестым по счету посланием к народу Казахстана. Мы уже очерчивали примерные черты того, что логично было бы видеть в нем, но сейчас пришла пора поговорить о том, что кардинального следует ждать от экономического прорыва, анонсированного Токаевым три недели назад.

Три недели назад, находясь с рабочим визитом в Павлодарской области, президент как бы между прочим анонсировал один из пунктов своего предстоящего послания. Начал он немного издалека, заявив о необходимости «придать очень серьезный импульс экономическому развитию Казахстана для перехода на совершенно новые рельсы». При этом Токаев отметил несколько важных на наш (и на его, судя по всему) взгляд моментов – «наступает ответственный исторический момент», экономика не может находится в нынешнем состоянии, правительство (как генеральный подрядчик) должно внести предложения и предоставить гарантию их выполнения, «без кардинальных решений не обойтись», а также то, что «народ ждет от нас конкретных решений».

Да, на первый взгляд подобные заявления нынешним и прошлым президентами делались не раз. Более того, практически каждое послание народу не обходилось без чего-то «кардинального». Однако на этот раз, судя по всему, нам предстоит увидеть нечто действительно новое. При этом отметим, что предстоящую речь Касым-Жомарта Кемелевича, кто бы как бы к нему и его инициативам не относился, следует воспринимать без поспешных выводов и принимая во внимание происходящие вокруг внутриполитические события.

И тут выходит важная деталь. Как известно, в конце 90-х первый президент провозгласил формулу «Сначала экономика, а потом политика». Одни восприняли ее как вынужденную данность (сродни казахской пословице «басқа амал жоқ»), другие поняли это как прямой намек, что политические реформы откладываются на неопределенный срок (а может быть и навсегда), но лишь немногие, разбирающиеся и в политике, и в экономике стали говорить о том, что одно без другого быть не может. Именно поэтому, кстати, тогдашняя большая программа «Казахстан-2030» была, по сути, утопией, основанной на изначально ложном векторе развития и призванной отвлечь население «светлым будущим» взамен «серого настоящего».

Теперь же практически все поняли, что эта формула не просто устарела, но и грозит серьезными рисками. Тут мы даже можем поддержать Токаева другим крылатым выражением: «Промедление смерти подобно». И риски в этом плане таятся сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это угрозы со стороны пресловутого «Старого Казахстана», причем, как в экономическом, так и в политическом планах. Это отдельная тема для разговора, поэтому на этот раз углубляться в нее не станем. Но из этого исходит второе – это правоприменительная практика нового закона о возврате капиталов, основная часть которого должна заработать в середине сентября.

В-третьих, это риски социальной напряженности, о которой сейчас открыто говорят даже некоторые депутаты парламентского большинства, а также прямо намекает сам Токаев. В том же Павлодаре три недели назад он заявил: «Обеспечение достойного уровня жизни нашего народа связано напрямую с тем, каким мы концептуально видим развитие экономики нашей страны». Ко всему прочему, принимая во внимание все сказанное выше, необходимо учитывать риски внешнеполитического характера, которые Акорда и МИД сейчас пытаются всеми силами свести к минимуму, используя многовекторность с некоторым акцентом на Запад и «международные стандарты».

В общем, даже если Токаев сделал акцент на экономическую реформу, то «между строк» легко читается его политическая составляющая. Надеемся, что-то более конкретное прозвучит в ходе самого послания, а пока можно проследить некоторые моменты того, что Акорда отходит от «назарбаевской формулы», причем, с явными оттенками того, что политические и экономические перемены идут в ногу. В первую очередь, опять-таки, это касается возврата государству незаконно приобретенных активов и демонополизации экономики. За этими сухими определениями явственно высвечивается одно – надо отобрать у прежнего режима основные активы, чтобы они работали на режим нынешний, а заодно и на экономику страны вместе с ее народом.

Понятно, что сам новый закон вызывал и вызывает много споров и сомнений, но на данном этапе видно, что «Токаев и Ко» предложили «Назарбаеву и Ко» некий компромисс в виде закона о «договорняке», и неким показательным примером того, что Акорда может сменить гнев на милость является дело Кайрата Боранбаева. Между прочем, решение по процессуальному соглашению немного затянулось (в преддверии совместного заседания палат парламента вместе с министрами и акимами прощение экс-свата Семьи будет выглядеть красиво).

Из этого следует важный момент, который приходит в голову любому, когда он слышит очередные обещания президента и правительства о новом экономическом прорыве. Вопрос простой – а деньги-то откуда на все это вы собрались брать? Ответ на поверхности – основная часть финансового обеспечения НЭП-2023 (новой экономической программы) исходит из потенциально возвращенных государству активов. Активы эти находятся внутри страны в виде предприятий, земельных наделов и так далее, а также капиталов, которыми олигархи будут потихоньку откупаться от уголовного и административного преследования согласно нормам нового закона. Это если коротко.

Что касается «сопутствующих моментов», то Акорде действительно следует кардинально поменять свое отношение к экономике и тому, как ее продвигать. Это будет очень трудно сделать при нынешних настроениях правительства, которое, по словам Касым-Жомарта Кемелевича, должно дать какие-то конкретные предложения. Поэтому тут два варианта – либо существенное обновление кабмина, либо привлечение совершенно новых лиц в тот же Совет по реформам, который подверг критике президент. Впрочем, можно и совместить оба варианта.

Из этого логично выходит необходимость кадровых перестановок. У Токаева, при определенной перспективности его «президентского резерва», на самом деле не так-то много вариантов, поэтому надо будет исходить из того, чтобы правительство превратить в четкого исполнителя, раз уж каких-либо здравых инициатив от него ждать не приходится. Также следует разобраться и с исполнительной властью – здесь тоже следует ждать перестановок. Они, кстати, уже начались – в минувшую субботу стало известно об увольнении акима Павлодара (опять начали с этого региона), и, думается, продолжатся на этой неделе, а также – более кардинально – уже после оглашения послания и встречи президента с акимами за закрытыми дверями.

В общем, есть реальная надежда, что нынешняя программа президента будет существенно отличаться от всех других (в первую очередь, от того, что обещал предыдущий президент). Кроме этого, хотелось бы выразить надежду, что мы услышим еще что-то о правах человека, свободе слова, продолжении политических реформ, влиянии общества на власть и так далее. То есть, всего того, что игнорировал предшественник Токаева, но то, что также неотрывно связано и с политикой, и с экономикой.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте