Работы Багаева для историков и архивистов - бесценная фотолетопись прошлого Казахстана, достоверная и живая. Всматриваясь сегодня в фотоработы Багаева, зрители испытывают ощущение дежавю: кажется, что запечатленная реальность прошлого происходит наяву – здесь и сейчас, что ты сам окунулся в эпоху этих снимков.
Сам Дмитрий Пликарпович Багаев едва ли мог догадываться, что станет главным фотолетописцем Казахстана. Родился он далеко от казахской степи – в Вятской губернии в крестьянской семье. В 1890-е годы передвигаться по стране стало относительно свободно, и молодой мальчик Митя сел на один из поездов, уходящих по Транссибу, и уехал в далекую Сибирь. Пересев на Иртыше на пароход доплыл до небольшого уездного городка Павлодара, где и осел. С этим городом будет связана вся его дальнейшая жизнь. Хотя и покидать его Багаев будет не единожды.
Багаев с детства мечтал быть художником, но стал фотографом. Он загорелся желанием овладеть фотоделом и упросил приказчика дать ему уроки. В 1903 году Багаев написал письмо известным в Западной Сибири фотографам – братьям Коркиным, приложив к посланию свои фотографии. Вскоре его пригласили на обучение в Омск, где он два года на правах подмастерья трудился в фотомастерской. Профессионализм молодого мастера стал настолько высок, что ретушеры не могли отличить работу ученика от работы учителя. В 1905 Багаев открыл в Павлодаре свой первый фотосалон. К нему началось настоящее паломничество всех, кто хотел прикоснуться к этой технологии, в тот момент, казавшейся настоящим волшебством.
Надо сказать, что Дмитрий Поликарпович всегда был политически активным гражданином. Он интересовался социал-демократическими идеями, и даже вступил в РСДРП. И в его работах всегда прослеживается сочувствие к простому народу. Плюс дотошность – Дмитрий Поликарпович вел дневник, в котором с такой же точностью, как и в своих фотографиях, запечатлел окружающую действительность, обозначив свою роль и место в ней
Стоит отметить, что современники ценили его талант. На Всероссийском конкурсе фотографов в 1912 году ему присуждена наивысшая награда Гран-при, за эти же работы Сибирское отделение географического общества избрало его своим членом-корреспондентом.
С этого момента Багаев стал самым модным фотографом Павлодара. Он фотографировал многих знаменитых павлодарцев того времени и тех, кто приезжал в город – знаменитого сибирского ученого Григория Потанина, видного деятеля национально-освободительного движения Алихана Букейханова. Увы, не все фотографии сохранились до наших дней.
В 1915 году Багаев был мобилизован в армию, служил в Ново-Николаевске в 21-м Сибирском запасном полку в должности фотографа. Он очень хотел попасть на фронт Первой мировой войны, зафиксировать столь важное для мира событие. Но нужнее он оказался в тылу. Тем более, что скоро и сюда добрались грозные события начала ХХ века
«В первые же дни революционных событий 1917 года командир нашего полка, герой империалистической войны полковник Злобин мне сказал: «Начинаются великие события, снимки этого времени будут иметь огромное историческое значение, а поэтому сейчас же бери фотоаппарат и иди в город, так как сейчас будут выступать воинские части, а наш 21-й полк первым пойдет под Красным знаменем». С этого времени я твердо встал на вахту фотографа-историка», - вспоминал Багаев. И, судя по всему, оставался на вахте историка он всю жизнь.
В 20-е, 30-е годы у Багаева было много работы. Конечно, советская власть едва ли могла позволить фотографу заниматься полноценной журналистикой. Эти картины в буквальном смысле дышат историей.
В фотонаследии Дмитрия Багаева особняком стоят фотографии храмов Прииртышья. Эти снимки стали своеобразными памятниками исчезнувших с лица земли уникальных архитектурных строений – в ходе большевистской борьбы с верой, церквями. Большинство православных храмов до конца ХХ века не дожила ни одна из них – какие-то сгорели, какие-то разрушены советской властью, другие – временем. Чудом сохранилась центральная мечеть Павлодара – Ак-Мечеть, построенная в 1905 году.
В те же 1930-е годы Багаева назначили директором только основанного музея фотографии. До 1946 года музей не был включен в бюджетную смету, а потому все расходы по организации музея производились за счет прибылей от фотографии.
«Незадолго до начала войны я демонстрировал свои работы в Музее этнографии и антропологии при академии наук в Ленинграде. Академик Нефедов в присутствии работников отдела Передней и Средней Азии выразил мне благодарность за то, что «я не упустил случая увековечить кочевой быт», чего в Академии нет»,- вспоминал Дмитрий Поликарпович.
Багаев за десятилетия творческой деятельности сформировал уникальнейшую фотоколлекцию - «Жизнь и быт казахского народа начала ХХ века», исключительное свидетельство истории. Дмитрий Поликарпович отображал повседневную жизнь казахов – в будничных, бытовых проявлениях. И сумел запечатлеть душу казахского народа, обычаи, показал красоту бескрайних степей, богатую природу края.
К слову, смотря на фотографии казашек начала ХХ века сам по себе отпадает вопрос о хиджабах и паранджах.
В советское время не было богатой технической оснащенности в области фотографии, поэтому Багаев сам мастерил недостающее: «Случалось, отсутствовали в продаже фотопластинки. Изготовляя их домашним способом, мы успешно в 1941–1945 годы удовлетворяли потребности фронтовиков и их семейств. Я получил много благодарностей с фронта. Один снайпер писал: «Не откажите, сфотографируйте мою семью, а я за ваш счет убью трех фашистов»».
Краеведением он занимался до последних дней, оставаясь главным краеведом области. Историко-краеведческий музей, который Дмитрий Поликарпович основал и возглавил в 1942 году, стал его детищем. Работы Багаева получили признание в Казахстане и далеко за его пределами, а с течением времени багаевское фотонаследие обретает все большую ценность. Сегодня приходит понимание, что при всей технической вооруженности и изощренности современной фотографии, она в чем-то утрачивает настоящую подлинность и безыскусность, что было присуще работам Дмитрия Багаева.
Багаевские негативы, которые хранятся в архиве, это оригиналы на стекле. Спустя более ста лет после их создания, качество негативов не изменилось, более того, именно негативы на стекле и сделанные с них фотоотпечатки едва ли не качественнее, чем то, что производится сегодня современными фотоустройствами.
Багаевские работы вызывают тонкое чувство сопереживания, что и является признаком истинного искусства фотографии. Лица людей на снимках Багаева светлы, открыты. Сегодня мы знаем, как подчас тяжела была судьба героев его фотографий: люди жили в бедности, голоде, но при этом были полны жизни. Дмитрий Поликарпович смотрел на героев своих снимков особенным, любящим взглядом: так видеть и передавать увиденное мог только безгранично талантливый человек.
Ушел из жизни Дмитрий Поликарпович в 1958 году, в разгар оттепели. Тогда казалось, что самое тяжелое, что прожил казахский и весь советский народ уже позади. Наступала новая эпоха, более спокойная, но в которой были уже новые вызовы. И их принимать пришлось уже другим. В том числе и другим фотолетописцам.
Фото: Константин Козлов