Политика

Решено: партию не создавать

Жан Абишев

10.08.2023

Политическим затишьем можно назвать летний период в нашей стране. Затаились на время и политические партии, активность которых возросла перед выборами в мажилис и маслихаты в марте этого года.

Партийное строительство в Казахстане претерпевало различные этапы. Случались периоды активизации, как в середине 90-х годов прошлого века, так и провалы, когда в стране лидировала только провластная партия «Нур Отан», переименованная в 2022 году в «Аманат». Новый пик активности, как зарегистрированных партий, так и претендующих на регистрацию, случился в прошлом году, когда по поручению президента Токаева был снижен порог регистрации политических партий. Если прежде для признания необходимо было набрать 20 тысяч сторонников, то сегодня для регистрации требуется всего 5 тысяч человек.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Обновление парламента. Что дальше?

Предвыборные обещания и поствыборные декреты

Битва за Казахстан: кто работает на раскол страны

Снижение регистрационного порога породило бум. О своём желании создать политическую партию стали заявлять известные политики и совершенно экзотические персонажи. В результате осенью 2022 года была зарегистрирована партия «Байтак», ставящая во главу угла вопросы экологии. Следом за ней уже в январе этого года регистрации успешно прошла партия «Республика». По словам бывшего министра юстиции Каната Мусина, в 2022 году подали документы на регистрацию представители ещё четырёх партий. Это «Ел Тиреги», «Халык Дербестиги», «Намыс» и «Байтерек». Однако, как уточнили в министерстве юстиции, в документах этих партий были обнаружены неточности, вследствие чего партии не были зарегистрированы. Всего же за последние несколько лет 10 инициативных групп подавали документы на регистрацию. Однако некоторые группы перестали действовать, остальные, видимо, не в силах правильно оформить документы, необходимые для регистрации.

Таким образом, на январь текущего года насчитывалось 7 официально зарегистрированных политических партий. 6 из них сумели завоевать поддержку избирателей и получить мандаты мажилисменов. При этом часть партий имеет чётко сформулированную программу действий и позиционирует себя, как выразители интересов той или иной социальной группы избирателей. В то же время нельзя не видеть, что в Казахстане начал преобладать тип политической партии, получившей название универсальной. Речь идёт о том, что эти политические силы, называющие себя партией, не ориентируются на определённую аудиторию избирателей, а представляют интересы как бы всех избирателей. Однако выдержит ли такой тип партии время, остаётся под большим вопросом, поскольку дезориентированные граждане могут перестать голосовать за кого-либо. Вся история партийного строительства в Казахстане тому свидетельство. Например, сегодня мало кто вспоминает о том, что успех партии «Асар» был обеспечен в первую очередь, благодаря тому, что партия заявила о себе, как защитник прав молодёжи и была ориентирована на улучшение качества и доступности образования в стране, решение социальных вопросов молодых людей. Партия «Ак жол» (речь идёт о первом составе) была поддержана представителями крупного и среднего бизнеса, поскольку с самого начала позиционировала себя как выразитель интересов предпринимателей. Партия «Народный конгресс Казахстана» получила популярность, благодаря своему лидеру Олжасу Сулейменову.

Успех этих партий основывался на грамотно выстроенной работе с населением страны, чётко выраженной идеологической составляющей. Так, «Народный конгресс Казахстана» заявлял об очистке страны от ядерного оружия, что нашло отклик в сердцах многих казахстанцев. Идеологическая составляющая, помноженная на информационную активность, приносила свои плоды; и потому эти партии получили известность. Напомним, что в этом ряду нельзя рассматривать «Нур Отан», ныне «Аманат», так как там первооснову составлял и продолжает составлять административный ресурс. При этом нельзя было не видеть чёткое разграничение аудитории со стороны этих партий, что выразилось и в риторике, и в ряде программных положений. Нынче такой чёткой дифференциации не проглядывает, что сбивает с толку избирателей, которые не знают, какой из партий можно доверять и кто в большей степени сможет выразить чаяния широких масс населения.

Отсюда можно выделить несколько составных частей, которые требуется учитывать при создании политических партий. Первое: идеологическая составляющая, аккумулирующая запросы населения. Второе: сильный харизматичный лидер. Третье: работа на местах с привлечением активистов. Четвёртое: информационная стратегия.

Всего этого у нынешних групп различного толка, претендующих на создание политических партий, нет. Могут возразить, дескать, в первую очередь для создания политической партии, её деятельности надо иметь финансы. Спору нет, деньги играют важную роль в становлении политической партии, но, если нет перечисленного выше, то никакие деньги не смогут помочь завоевать доверие избирателей. И тому пример потуги различных деятелей создать политическую партию.

Июльская жара не только сбила накал страстей в партийном строительстве, но и заворожила многих, в том числе и аналитиков. И потому без внимания осталось заявление Булата Абилова о том, что он отказывается от идеи сбора политической партии. В интервью Арманжану Байтасову он заявил, что больше не собирается работать над созданием политической партии Bizdin Tandau. В том же интервью г-н Абилов рассказал о том, что будущая партия имела несколько основных пунктов программы. В первую очередь, это выход из нескольких интеграционных объединений. Так, Булат Абилов считает, что ЕАЭС «абсолютно ущербен» для Казахстана. Для бизнесмена, каковым позиционирует себя г-н Абилов, странное утверждение. Поскольку он не может не знать, что значительная доля товарооборота Казахстана приходится на страны ЕАЭС. Другим не менее экзотическим предложением является выход из ОДКБ. Взамен он предлагает создать тюркский военный союз. И подобных популистских заявлений у политика немало. Однако г-н Абилов может сколько угодно заявлять, что причиной того, что его партия не проходит регистрацию в минюсте, является неприятие властями его самого и соратников. Дело отнюдь не в этом, а в том, что у группы людей, заявивших о создании Bizdin Tandau, нет людей, кто имеет организационные навыки. Там сплошь бывшие банкиры и прочие, кто привык отдавать распоряжения, а не заниматься черновой работой. И как здесь не вспомнить, что партия Ак жол не состоялась бы без умения Алихана Байменова организовывать. Мало кто помнит, что до избрания в Верховный Совет страны г-н Байменов создал и руководил филиалом «Невада-Семей», ассоциацией предпринимателей Жезказганской области и рядом ещё других общественных организаций. Всё это ему пригодилось при создании Ак жол. Надо сказать, что трио – Абилов, Байменов, Жандосов – действовало слажено, и у каждого была своя функция. Но именно Байменов отвечал за оргработу. Жаль, что его потом оболгали, а бывшие соратники Абилов и Жандосов не опровергли инсинуаций в адрес вчерашнего друга.

Алихан Байменов привлёк к созданию партии на местах людей, имеющих опыт оргработы. И за счёт этого так быстро появились филиалы Ак жол в областях. Сегодня таких людей Булат Абилов не сумел найти. К тому же многие помнят, как поступили с Байменовым, а потому желающих поработать над созданием новой партии не нашлось, хотя деньги для этого, скорее всего, имеются.

Заявление Булата Абилова осталось без внимания, как и то, что в стране утвердили правила проверки достоверности списков для создания партии. Между тем, правила проверки достоверности списков явно уменьшат число желающих создать политические партии. Можно сколько угодно кричать о произволе властей, устанавливающих якобы драконовские новации в законодательстве. Но факт остаётся фактом. Нынешние инициативные группы, претендующие на основании новых политических партий, не имеют ни чётких программных установок, ни харизматичных лидеров. Но главное – не умеют и не хотят выполнять черновую работу, которая заключается в обходе населения, сборе подписей, оформлении списков и другой документации. А это означает, что правила проверки достоверности списков исполняться не будут, а значит и новые политические партии вряд ли появятся. Хотя заявления об организации новой политической партии будут появляться. Уверенно можно утверждать, что подобные заявления необходимы для отчётов перед потенциальными спонсорами и грантодателями. Надо же оправдывать своё существование.

Фото из открытых источников


Жан Абишев

Публикации автора

Важнейшее из дел. Без чего не обойтись Казахстану?

Реформы должны продолжаться

Ономастика раздора: кто игнорирует «слышащее государство»

Земля нуждается в истинном хозяине. Часть II

Свобода слова как повод пошуметь

Эффект Манделы: кто мечтает сместить президента

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте