Латинское выражение «Memento mori», что в переводе означает «помни о смерти», к сожалению, мало кто из нас вспоминает в суете повседневности, забитой борьбой за выживание. И даже доктора философских наук, которые, казалось бы, о таком должны думать постоянно, как оказывается, практически не задумывались на эту тему. Для чего успешному предпринимателю Александру Машкевичу понадобилось защищать еще и докторскую диссертации по философии? Вспомнить, что начинал скромным преподавателем в университете? Вряд ли он думал, что оставленное им наследство станет яблоком раздора для вчерашних соратников и детей. А ведь помни он о бренности бытия, вряд ли бы стал так жадно подминать под себя и заниматься накоплением богатств. Доктор философских наук должен бы понимать, что с собой в землю ничего не унести. Впрочем, все это размышлизмы. Вернемся же к сути.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«Казатомпром» как флагман ресурсных надежд Казахстана
Вкалывают роботы. Технологический скачок Казахстана
Подготовка к рывку. Как работает экономическая дипломатия РК
А суть такова: после смерти Алиджана Ибрагимова в феврале 2021 года конфигурация в Eurasian Resources Group меняется. На первую позицию выдвигается сын Ибрагимова — Шухрат. Он является председателем совета директоров, и он же становится главным исполнительным директором (CEO). Необходимо подчеркнуть, что Ибрагимов-младший работал в компании лет десять и поднялся по карьерной лестнице, начиная с рабочих позиций. Говорят, что именно он занимался запуском Metalkol — одного из ключевых и крупнейших предприятий в мире по производству кобальта. Отсюда понятно, почему из трех сыновей Алиджана Ибрагимова именно Шухрат выдвинулся на первое место в компании. Шухрат Ибрагимов становится новым руководителем в июле 2024 года. Тогда же в совет директоров ERG вошли сын Патоха Шодиева Сабир и вместо Александра Машкевича — Эдуард Сурлевич.
Высказывалось немало версий о том, как будет развиваться ситуация после прихода нового управленца. Однако, как отмечают аналитики, Шухрат Ибрагимов не просто наладил управление ресурсами на новый лад, руководствуясь вызовами времени, но и постепенно стал набирать вес. Так, осенью 2025 года в СМИ просочилась информация, что Шухрат Ибрагимов выиграл суд, поданный против него семьей Шодиевых, возражавших против новых решений совета директоров. А, следовательно, позиция Шухрата Ибрагимова стала еще более прочной.
Вероятно, не в силах поладить с новым руководителем, его оппоненты стали запускать «утки» о том, что ресурсы ERG выставляются на продажу. Сам Шухрат Ибрагимов категорически возражал против таких инсинуаций и заявлял, что ни о какой продаже речи нет.
Как бы там ни было, факт тектонических разломов налицо. Скорее всего, в ближайшее время следует ожидать новых сообщений о разделе компании и судебных исках. Такой поворот возможен на фоне слухов о том, что наследники Александра Машкевича никак не могут разобраться с наследством отца.
А ведь как все начиналось хорошо. Три бравых хлопца, неведомо каким путем попавшие в бизнес-элиту Казахстана, всегда держались вместе и казались неразделимым трио. Хотя знающие люди всегда говорили о том, что истинным мозгом является Патох Шодиев, который в силу знакомства со многими по учебе в МГИМО устраивал контракты для компании. Лицом же ERG всегда выступал Александр Машкевич, прежде, повторюсь, скромный преподаватель университета в Бишкеке и начинавший как предприниматель со строительства общественных туалетов. Алиджан Ибрагимов, как полагают многие аналитики, был связующим звеном между властями Казахстана и руководством компании.
ERG была создана в 1994 году, современное название и структуру получила в 2006 году. К активам компании относятся ТНК «Казхром», Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО), АО «Алюминий Казахстана», Казахстанский электролизаный завод, ERG Service, Павлодарский машиностроительный завод, Евроазиатская энергетическая корпорация, АО «Шубаркуль комир», Евразийский банк и ENRC Logistics. Официально размещается в Люксембурге.
В начале появления компании и позже многие аналитики задавались вопросом, как за короткий срок троице удалось построить мощную бизнес-структуру. И большинство сходилось в одном: помогала поддержка со стороны государства и непосредственно первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Ошибаются те, кто утверждают, будто укреплению власти самого Нурсултана Назарбаева в немалой степени помогло еврейское лобби, с которым его свел Александр Машкевич.
Но вопрос, а кто бы знал г-на Машкевича, если бы сам Назарбаев не возил его с собой и не знакомил с сильными мира сего? В общем, интерес был двусторонний. Несомненно одно: не было бы Eurasian Resources Group, если бы казахстанское руководство не помогало становлению и укреплению данной компании. Очевидно, что Шухрат Ибрагимов это прекрасно понимает, а потому на фоне заявлений о необходимости пересмотра контрактов с олигархами-бизнесменами уверяет о своей готовности работать на благо страны. Что ж, время покажет, насколько искренними были такие уверения. Понятно одно: в отличие от старших коллег Ибрагимов-младший помнит о Memento mori, а потому на деле пытается оказать пользу Казахстану.
Фото из открытых источников