Недавняя демонстративная акция с флагом ЛГБТ у входа в мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане – повод для того, чтобы приглядеться к так называемым феминистским организациям в стране. Их в Казахстане несколько, но не все получили широкую известность и поддержку среди женщин.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Пришедшие из советского холода: Феминистская политика в Казахстане
В самом широком смысле феминизм означает движение за права женщин во всех сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь, речь идёт о политических правах, равных условиях труда и т.д. В казахских степях появление феминизма принято считать по мере того, как казашки становились выпускницами высших учебных заведений. Однако каких-либо организаций феминисток не было, как и позже в советское время. Но перестроечные ветра, дошедшие и до нас, внесли свою лепту в появление женских организаций, оформившихся после получения независимости. Наиболее громко в первые годы суверенитета о себе заявили Лига женщин-мусульманок (на сегодня известно, что данная организация активна в Павлодаре и Астане). Ассоциация женщин-предпринимателей. О феминистских ценностях с первых дней деятельности с 1993 года заявила Феминистская лига, созданная Евгенией Козыревой и Юрием Зайцевым. Свою миссию создатели видели в защите прав женщин, продвижении их интересов, ставя во главу угла просветительскую деятельность.
Некоторое затишье в феминистском движении последовало к концу первого десятилетия этого века, но затем с появлением активисток феминистское движение получило новый импульс в своём развитии. И это неудивительно, если вспомнить о том, что женщин, согласно статистике, больше, чем мужчин. На 1 января текущего года число женщин составило 10 118 282. Естественно, что рано или поздно феминистки бы активизировались, поскольку ситуация с правами женщин не улучшается, а ухудшается. Так, в сегодняшнем парламенте доля женщин составляет менее 20% от общего числа депутатов. Могут ответить, зато в правительстве целых 3 женщины – министра. О, да! Если только не принять во внимание, что все три отвечают за самые «провальные» сферы: здравоохранение, экологию и социальную защиту, которые не критикует только ленивый человек. В общем, тема феминизма с учётом заявлений главы государства о необходимости повышения роли женщин в государственном управлении, так или иначе, стала бы подниматься.
Новый импульс тема феминизма получила с появлением новых лиц в общественной жизни страны. Однако если лидер одной из феминистских организаций Лейла Махмудова выступает за предоставление прав женщинам бытового насилия, то соучредитель другой организации Жанар Секербаева занимается продвижением иного, а именно защитой ЛГБТ. А феминизм у неё служит фиговым листком для пропаганды гомосексуального сообщества. Риторика, используемая ею, фактически дискредитирует идее равенства, свободы, поскольку из всех свобод она признает лишь право ЛГБТ на жизнь. Подобная «эволюция» во взглядах не случайна, если вспомнить весь путь Жанар к известности.
Впервые она появилась на одной из акций в 2014 году, когда бросила вызов полицейскому. Бесстрашие девушки оценили многие пользователи социальных сетей. Вскоре после этого Жанар создала вместе с Гульзадой Сержан казахстанскую феминистскую инициативу «Феминита». Лозунги организации озвучены в одном из интервью Жанар: «Гендерная политика не должна решаться на уровне депутатов — решили и сделали, а на уровне тех исследований, которые проводятся женскими организациями, феминистическими организациями, такими организациями, как мы. Мы представляем не только феминистическую инициативу, мы соединяем в себе повестку и в отношении женщин из ЛГБТ-сообщества — это лесбиянки, бисексуалки и транс-женщины, потому что ЛГБТ-женщины — в первую очередь, женщины. Поэтому нужно давать возможность прозвучать голосам разных активистов из разных групп, тогда вы увидите, насколько разнообразна, к сожалению, борьба за женские права».
Сама соучредитель «Феминиты» постоянно заявляет, что организация ведёт борьбу за права женщин в политике, отмену списка запрещённых профессий для женщин. Именно в этом ключе, как можно было бы предположить, строятся агитационные поездки в области страны. На деле же встречи с женщинами оборачиваются открытой пропагандой ЛГБТ. И это в то время, когда в стране поднимается волна бытового насилия. К примеру, по данным официальных органов, только с января по июль прошлого года зарегистрировано 520 уголовных дел в семейно-бытовой сфере. Всё больше стало происходить убийств женщин на почве семейных ссор. Только с начала этого года совершено 18 убийств. Феминистские организации могли бы вносить свой вклад в борьбу с бытовым насилием путём создания кризисных центров, усиления профилактической работы среди женщин, предоставления юридических консультаций. Но это, если такие организации и в самом деле занимаются защитой прав женщин.
В случае «Феминиты» об этом нет и речи. Иные мысли занимают лидеров организации. Об этом говорит апрельское интервью CABAR.asia Жанар Секербаевой. В нём она рассуждает о деколонизации феминизма в Казахстане. Однако, что именно она вкладывает в понятие «деколонизация феминизма», так и остаётся не разъяснённым. И это понятно, ибо данное понятие входит в нашу жизнь вместе с пропагандой антисоветского. На самом деле всё это построено на лекалах, созданных американским политологом Джином Шарпом. Главным здесь является завет о ненасильственных действиях. Вот и Жанар Секербаева заявляет: «Ведь деколониальный феминизм – это не про отрицание религиозных установок, не про колебания – верить или не верить ни во что. Он про учет разностей и возможностей того, чтобы голоса всех женщин, в том числе религиозных были услышаны. Никто никому не диктует потребности и вызовы, с которыми мы сталкиваемся. У каждой есть возможность говорить, рассказывать, делать инициативу так, как видит та или иная девушка исходя из личного опыта».
В качестве примера деколониализма феминизма Жанар Секербаева говорит о том, что надо заняться проблемой казахского языка. Удивительно знакомые вещи. Всё так было и в Украине, реализовавшей сценарий «цветной революции» по рецепту Джина Шарпа.
Заявления заявлениями. В реальности действия лидеров «Феминисты» становятся всё более грубыми. От публичных выступлений, заявлений и акций, плакатов Жанар Секербаева и Гульзады Сержан переходят к действиям, прямо подпадающих под статьи о нарушении закона. У Шарпа среди методов ненасильственных действий это называется символическими общественными акциями. Но Шарп не говорит, что такие акции необходимо проводить в общественных местах, считающихся святынями. Демонстрация флага ЛГБТ у входа в мавзолее Ясави в Туркестане – апофеоз так называемой феминистической деятельности соучредителей «Феминиты». Понятно, что к самому феминизму данная акция не имеет никакого отношения. Зато это находится в русле других методов, описанных Шарпом. Так, сей политолог приветствует «стремление к заключению в тюрьму». А ведь именно этого добиваются организаторы «Феминиты». До недавнего времени все их действия получали освещение в СМИ и социальных сетях, но не было реакции со стороны властей. Но и в этот раз реакции со стороны Генеральной прокуратуры, депутатского корпуса не последовало. Не было заявлений и со стороны политических партий, общественников. Видимо, это был совсем не тот эффект, на который рассчитывали девушки. Иначе чем объяснить явно провокационный характер самой акции. Ведь мавзолей Ясави считается одной из святынь мусульманского мира.
Трудно представить себе, на что решатся дальше лидеры «Феминиты», хотя их, скорее всего, правильнее называть лидерами ЛГБТ, лишь бы их действия получили общественный резонанс. Для чего им нужен такой резонанс? Да всё ясно и без объяснений. Сегодня, когда в мире насаждается ЛГБТ под вывеской борьбы за права человека, легко прослыть борцом за демократию, если власти начнут тебя преследовать. В этом свете «невнимание» со стороны властей наглой выходке в Туркестане можно только приветствовать. Вместе с ним необходимо учиться давать отпор подобным действиям.
«Хватит хайповать на нашей тематике, изучайте права человека! Всем мира и добра», - заявила Жанар Секербаева журналистам в ответ на вопрос, зачем надо было выходить с флагом перед мавзолеем Ясави. Замечу, что это говорит человек, неоднократно заявлявший в интервью о том, что ею движет злость.
Фото из открытых источников