Общество

ОСИ. Ошибка президента?

Мирас Нурмуханбетов

24.04.2023

«Мы с этой реформой ОСИ сильно ошиблись», - сказал Касым-Жомарт Токаев на большом заседании в правительстве в прошлую среду. Однако не стоит слишком дословно воспринимать слова президента, равно как и «вырывать из контекста». Здесь, по нашему мнению, нужно рассматривать проблему шире и заглядывать в нее глубже. Тогда выявятся не совсем лицеприятные вещи для самого общества и его представителей.

Для начала, чтобы, действительно, не вырывать из контекста, приведем полностью цитату Касым-Жомарта Кемелевича. Затронув тему внешнего облика домов и территорий, он заметил: «В обществе также активно обсуждается вопрос эффективного управления жилым фондом. Реформа, направленная на внедрение института ОСИ, не доведена до конца. Наряду с ОСИ по-прежнему функционируют КСК. Мы с этой реформой ОСИ сильно ошиблись. В таких условиях главная задача – обеспечить людей качественными и прозрачными услугами – не выполняется».

Здесь, получается, Акорда берет на себя чуть ли не вся ответственность за провал реформы жилищно-коммунального хозяйства, хотя под «мы» Токаев мог иметь в виду и правительство, и акиматы, и так далее. Однако про само общество мало кто подумал. При этом далеко не каждый казахстанец может с ходу расшифровать саму аббревиатуру «ОСИ», не говоря уже о том, чем это отличается о привычного КСК.

Тут, наверное, все-таки придется провести небольшой ликбез. Итак, КСК – это кооператив собственников квартир, а ОСИ – объединение собственников имущества (есть еще и ПТ – простое товарищество). Главное отличие первого от двух вторых, то, что теоретически жильцы будут сами управлять своим домом, избирая председателя только из числа собственников. Это позволит им накапливать средства на капитальный ремонт, осуществлять мониторинг поступления средств и расходовать их на необходимые цели. А вот в случае с КСК средства, собранные со всех обслуживаемых домов, уходят на общий счет.

ОСИ будет являться заказчиком услуг по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома и заключать договор услуг по содержанию общего имущества, а КСК одновременно выступает заказчиком и подрядчиком таких услуг. ОСИ небольших домов могут заключить договор с управляющей компанией, с обслуживающим персоналом, которых коллективно выберут сами жильцы, а подбором сантехников, дворников, уборщиц в штат КСК занимается сама организация.

Это только то, что, как говорится, на поверхности. Но, как нам представляется, главное отличие заключается не в технических возможностях (они становятся конкретнее и оперативнее) и юридических моментах (значительно облегчается бумажная бюрократия и так далее). Тут важнее всего тот факт, что «жильцы будут сами управлять своим домом».

Де-юре, такое было возможно и при КСК, но в новых условиях это более выражено. Это примерно также, как парламентско-маслихатовские выборы до и после 2023 года – возможностей (пусть и теоретических) стало больше и с этим никто поспорить не сможет. Впрочем, что касается выборов, то существует расхожая фраза: «Вы сначала председателя своего КСК попробуйте переизбрать, а потом уже на президента РК замахивайтесь». И смысл ее не в том, что ни того, ни другого невозможно честно переизбрать, а в том, что надо начинать снизу. Делать это надо по многим аспектам, но главное – это развитие электоральной культуры и практики, а на вершине этого – само понимание важности своего голоса и возможности самому определять свое будущее.

Может показаться, что это громкие слова, но это (к сожалению или к счастью) так и есть. Объяснить, почему? Коротко. Понятно, что многие проявляют свою активность чаще в рабочем коллективе или на более широких просторах, а не среди соседей. Но именно через свой ЖК, который является мини-моделью государства целесообразнее было бы начинать практиковаться в праве избирать и быть избранным. Кстати, есть очень много примеров, когда известные европарламентарии начинали именно с подобия КСК («домовых обществ») и довольно быстро пошли на верх. В основном это происходило в странах Восточной Европы – в частности, в Польше, Эстонии, Чехии и так далее.

Но основной момент, повторимся – это зарождение и развитие веры в сам избирательный процесс. При этом сама власть, которая, вроде бы не очень заинтересована в электоральной активности народонаселения, по сути, сама наталкивает его к этому. Поэтому, возвращаясь к заявлению Токаева об «ошибке», то месседж президента воспринимается уже несколько по-другому.

Впрочем, если говорить об ОСИ, то это не означает, что власти решили переиграть или свернуть реформы в этом направлении. Так, на встрече с общественностью аким Алматы Ерболат Досаев буквально на следующий день разъяснил значение «ошибки президента»: «Ошиблись» – это с точки зрения того, что мы, как всегда, хотели как лучше. По созданию и функционированию ОСИ и ПТ в законодательстве есть пробелы. Я как аким города тоже делился этим с главой государства. В принципе мы уже такой этап прошли. Более 90% домов у нас создали новые формы домоуправления. Проблема в том, что сегодня в законе не прописали ответственность тех, кто возглавляет ОСИ, как в свое время было с КСК – что можно, что нельзя, как они могут принимать решения».

Но тут мы не будем глубоко уходить в частности. Однако стоит подчеркнуть еще пару моментов. Ранее КСК подвергались постоянной критике, в том числе и из-за непрозрачности работы и невозможности сместить (переизбрать) председателя. Сейчас тоже временами возникают подобные конфликты, но уже в гораздо меньших масштабах. Думается, это не потому, что все проблемы решены, а просто население банально привыкло к ним и махнуло на них рукой. И махнуло настолько, что даже не спешит переоформляться в ОСИ или ПТ, хотя все блага на лицо. А это, в свою очередь, очень выгодно «старому Казахстану», ой, то есть, «старому КСК», которое в большинстве случаев не желает просто так лишаться насиженного теплого местечка.

А ведь надо немногое – просто провести общее собрание собственников имущества. Признаться, в нашем ЖК тоже пытались несколько раз провести собрание, но каждый раз приходило не более 10 процентов от всех жильцов. Пришлось проводить поквартирный обход. Это тоже вариант, но было отмечено, что далеко не многие вчитываются в бумаги и часто не глядя ставят подпись, веря на слова того, кто эти подписи собирает. Или вовсе не открывает дверь. Или сдает квартиру кому-то. Или…

В общем, тут уже не просто ошибка, а какая-то патология, причем, как минимум, в равной степени – и у власти, и у общества, и у посредников, которые хотят на этом нажиться.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев