Общество

Помощь многодетным семьям – вопрос национальной безопасности

Талгат Мамырайымов

12.04.2023

В январе этого года казахстанским многодетным матерям увеличили соцпособия. Помимо этого, вырос срок выплаты пособия по уходу за ребёнком с одного года до полутора лет. Недавно в отечественном законодательстве введено новое понятие «награждённые матери», которые будут получать увеличенное пособие. В честь 8 марта во многих регионах Казахстана многодетные матери в числе других женщин получили единовременную социальную выплату. Правда, её размер составил 2,5 МРП (8 625 тенге), что и показывает характер «заботы» государства о многодетных семьях. К примеру, многодетным малоимущим семьям у нас выделяют арендное жилье. Но оно часто бывает просто без элементарных удобств. На днях писали в СМИ, что в Шымкенте инвалидов и многодетных заселили в 9-этажный дом, в котором нет газа, а вода и электричество пропадают практически каждый день. Приведем другой пример: казахстанские женщины с наградами "Алтын алқа", "Күміс алқа" или званием "Мать-героиня", награжденные орденами "Материнская слава" 1-й и 2-й степени, получают ежемесячное пособие в размере 6,4 МРП. То есть всего лишь 22080 тенге.

Между тем для того, чтобы успешно защищать свою безопасность, тем более находясь по соседству с двумя империалистическими державами, Казахстану следует иметь минимум 50-60 миллионное население. Во многом поэтому была принята программа по репатриации қандасов. То, что қандасам, в сущности, не оказывается нормальная помощь - это тема для другого разговора. Сегодня хотелось бы коснуться необходимости наращивать государственую поддержку многодетных семей, которая сейчас просто мизерная. В принципе, представляется, что у наших чинуш нет нормального представления о том, какие проблемы испытывают многодетные семьи. В ряде статей я писал, что отсутствие эмпатии, к сожалению, является одним из ключевых признаков многих представителей казахстанской управленческой, политической и экономической элиты, интеллигенции.

Как ни крути, эта часть казахстанцев относится к высшим сословиям, которые всегда, с рождения, по среде обитания, сыты и ухожены. Для них - это само собой разумеющиеся вещи, так же, как и негласная мысль о том, что якобы не все казахстанцы имеют право на такой достаток. В данном случае мы имеем дело с классической ситуацией «сытый голодного не разумеет». В целом, смысл пословицы «сытый голодного не поймет» означает, что один ничего не знает о ситуации и положении другого, и не хочет об этом и слышать. Сытый накладывает на судьбу голодного свою ценностную сетку – и трудности пропадают. Сытый не может понять, что у голодного нет возможности иметь элементарные вещи. Обеспеченный человек никогда полностью не поймет голодного, ибо он никогда ни в чем не нуждался, по-настоящему не страдал.

Поэтому, когда голодный жалуется на отсутствие элементарного, это порой вызывает смех у сытого, который это воспринимает как популистскую ложь. Кстати, сегодня в СМИ можно часто встретить рассуждения «против популизма». На самом деле под популизмом обычно понимается именно такая ситуация: описание проблем и нужд голодных, которые для сытого выглядят как «популизм», ибо для него это разговор о том, что «всегда есть». Но сытый даже не задумывается о том, что «это всегда есть» только у него и ему подобных, а для большинства казахстанцев – это роскошь. Например, еда в столовой, не говоря уже о кафе, для многих казахстанцев – непозволительные расходы. Они их могут позволить лишь только изредка на большие праздники. В то время как для сытых казахстанцев – обед в ресторане, кафе является обыденностью.

Таким образом, можно сказать, что тот, кто никогда не страдал сильно, никогда не поймет людей, находящихся в такой или иной сложной ситуации. В принципе среднестатистический человек обычно не задумывается о некоторых вещах, проблемах, пока они сами не станут «ломиться к нему в дверь». Как это произошло в январе прошлого года. Но, похоже, высший класс Казахстана так и не извлек из этого урок, не сделал соответствующие выводы и решения. В казахстанском неопатримониальном политическом режиме, сложившемся при Н. Назарбаеве, государственный пост нередко рассматривается как патримониум (личное владение) для извлечения своих выгод. В этой структуре власти «сюзерен» предоставляет «вассалам» определенные права по использованию государственных ресурсов, которые составляют основу «частной» собственности данной элитной группы. Остальная же часть населения, не включенная в такие социальные связи, не имеет шансов получить достойную работу, спокойно и выгодно заниматься бизнесом, и находится в бедности.

Зажиточные казахстанцы обычно являются выходцами из малодетных семей, либо они были единственными детьми у своих родителей. Соответственно, те вкладывали в них больше усилий и ресурсов, чем это делается в малоимущих многодетных семьях. Добавьте сюда взаимную поддержку казахстанских высших сословий, именитых семей, когда они зачастую оказывают взаимную протекцию своим детям, продвигая их по социальной лестнице. Дети из многодетных бедных семей лишены всего этого. Бывает и так, что для них создаются разные искусственные препоны для социальной самореализации (требование прописки, рекомендаций влиятельных людей и т.п.). Искусственные преграды сразу включаются, если ребенок из бедной многодетной семьи оказывается более талантливым, нежели единственный ребенок богатых и влиятельных родителей.

Следовательно, если вы даже хоть семи пядей во лбу, но не включены в элитные сословия, в отношения с ними, то у вас почти нет шансов добиться успеха в Казахстане. Выходцы из обеспеченных малодетных и многодетных семей даже представления не имеют, какие усилия нужно приложить детям из малоимущих многодетных семей, чтобы хорошо учиться, сделать карьеру. Выходцам из бедных многодетных семей обычно необходимо приложить в десятки раз, а иногда и в тысячи раз больше усилий, чем казахстанцам из «хороших» сословий, чтобы достигнуть успеха. В большинстве случаев – это невозможно, ибо нарушает все правила игры казахстанского сословного общества. Особенно если многодетные семьи - бедные с самого начала. Бедность в Казахстане зачастую воспроизводится не потому, что выходцы из бедных семей якобы подсознательно стремятся к бедности.

Бедность у нас воспроизводится преимущественно из-за отсутствия равных стартовых возможностей – на основе доминирования правил игры сословного общества, неопатримониального режима. Выходцам из бедных многодетных семей сложно достигать успеха также в силу многочисленности родственников, в том числе детей своих родных, двоюродных братьев и сестер. Ведь часто приходится им помогать, особенно если живёшь в крупном городе, куда они приезжают учиться и/или работать, как вы. Хотя и вы сами скитаетесь по съемным квартирам, не имеете больших заработков. Вы, в силу пережитых трудностей с детства, обладаете эмпатией, и помогаете не только многочисленным родственникам, но и другим людям, порой незнакомым. Всё это, конечно, ограничивает ваши возможности по достижению хорошего уровня жизни. Тем более если у вас есть совесть и мораль, чтобы не заниматься коррупцией и прочими «прелестями» действующих правил игры.

Выходцы же из элитных сословий, обеспеченных семей в наших крупных городах в большинстве своем пекутся только о своих интересах. Как выразился один знакомый, «у них даже зимой снега не выпросишь». Потому-то они быстро достигают успеха, так как не отвлекаются на всякую «лирику» в виде помощи кому-либо. В конечном итоге большинство многодетных семей в Казахстане обречены на бедность. И эта ситуация исправима только лишь при расширении разных льгот для малоимущих многодетных семей и выходцев из них.

Как показывает жизненная практика, в том же бизнесе, работающем без государственных дотаций, тендеров, много представлено выходцев из многодетных малообеспеченных семей. Они с малолетства научились сноровке, находчивости в выживании, и поэтому от них может быть очень много пользы для страны. Более того, выходцы из многодетных семей, как правило, очень талантливы, мобильны и работоспособны. Учитывая какие хлопоты выпадают на них, то, что они при этом продолжают успешно выполнять свои профессиональные функции, можно подытожить, что они делают просто фантастический объем работы, который даже не снился многим «блатным».

Но, как у нас водится, отбор претендентов на разные льготные программы, проекты проводится либо с «естественным отбором», либо за счет протекций, когда только выходцы из элитных сословий становятся победителями рекрутинга. К тому же этот «естественный отбор» обычно проводится максимально жестко, когда в любом случае имеют преимущества дети из обеспеченных семей, так как имеют возможность хорошо готовиться к конкурсам (нанимать репетиторов, хорошо питаться, отдыхать и прочее). Всем нам это знакомо, поскольку такие распорядки заведены у нас везде. В нашем обществе, системе государственной власти подспудно опираются на идеи социального дарвинизма, провозглашающего отбор только «сильных» для хорошей жизни в обществе.

Умные люди решительно против такого подхода к обустройству общества, ибо они уверены, что каждый человек, в том числе «слабый», «безвольный», имеет право на достойную жизнь – со всеми правами и свободами. Сильная сторона цивилизованного общества зиждется в солидарности при достижении общих целей. В справедливом государстве люди должны жить вместе во взаимном уважении достоинства, культуры и образа жизни друг друга. В цивилизованных странах стремятся к обществу свободных и равных людей, в котором каждый может свободно развивать свою личность, не ущемляя достоинства и свободы других. Поэтому нам необходимо категорически отвергать любую дискриминацию. Справедливость означает равное участие в образовании, работе, социальном обеспечении, культуре и госуправлении, а также равный доступ ко всем общественным благам.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Песах – основа культа знаний у евреев

Возрождение Антанты и военной силы Японии

Россию начнут выдавливать из Таджикистана?

Непростая борьба с осью зла

Расчеловечивание и отсутствие презумпции невиновности

Когда спецслужбы превращаются в гестапо

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев