Общество

Спор о контракте с Казахстаном - предупреждение для легендарного российского космодрома

Редакция

12.04.2023

На протяжении почти семи десятилетий Байконур был синонимом советской и российской космических программ.

Разросшийся комплекс в бесплодной степи на юге Казахстана вывел в космос сотни баллистических ракет, сыграв роль в некоторых из величайших достижений в истории космических полетов: «Спутник», первый в мире спутник; Юрий Гагарин, первый человек в космосе.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Казахстан захватил российский стартовый комплекс на Байконуре

Российская спасательная миссия для трех астронавтов космической станции назначена на эту неделю

Прогресс МС-22 прибыл на МКС, у МС-21 обнаружена течь в контуре теплоносителя

Комплекс пережил распад СССР, выдержал экономический хаос постсоветской России, а затем помог Российскому космическому агентству, известному сегодня как Роскосмос, стать лидером в продолжении освоения космоса.

Однако солнце на Байконуре может окончательно зайти. Во всяком случае, для России.

Речь идет о запутанных контрактных спорах между Роскосмосом, который платит Казахстану около 115 миллионов долларов в год за аренду комплекса, и казахской компанией, которая в партнерстве с Роскосмосом строит новый многомиллиардный пусковой комплекс «Зенит-М».

Власти Казахстана арестовали активы главного оператора Роскосмоса на Байконуре, ссылаясь на неоплаченные долги, и требуют 26 миллионов долларов. Российские власти выдвинули встречный иск на сумму 220 миллионов долларов.

Без комплекса «Зенит-М» Россия не сможет запускать «Союз-5», ракету нового поколения, которая, как надеются в Москве, заменит «Протон-М». В «Протон-М» используется высокотоксичное топливо, которое, как жалуется Казахстан, годами загрязняет ландшафт.

Без ракеты «Союз-5» Россия не сможет получать столь необходимые доходы от коммерческих запусков спутников - бизнеса, в котором Роскосмос имел определенный успех до вторжения в Украину в 2022 году.

«Это последний симптом непрерывного снижения статуса России как космической державы», - сказал Брюс МакКлинток, бывший атташе по вопросам обороны в посольстве США в Москве и старший научный сотрудник по космической политике в RAND Corporation, американском аналитическом центре.

«Я не думаю, что Россия потеряет доступ к запускам с Байконура в ближайшем будущем - возможно, в долгосрочной перспективе», - сказал он.

«Я думаю, что будущее Байконура выглядит очень мрачным», - сказал Барт Хендрикс, бельгийский эксперт и давний наблюдатель за советской и российской космическими программами. «Союз-5 выглядит как единственный проект, который может сохранить Байконур после 2030 года», - сказал он. «Так что если последние события поставят под угрозу будущее этого проекта, то да, это будет большой проблемой».

«Ситуация довольно серьезная», - сказал Нурлан Аселкан, главный редактор и издатель казахстанского журнала Space Research And Technology. «Ситуация на Байконуре из стабильной - пусть и вялотекущей, скажем так - превращается в проблемную, требующую разрешения».

Досада на космодроме Восточный

Перспектива потери Россией Байконура появилась с распадом СССР в 1991 году и вопросом о том, что делать с крупнейшим в мире космическим комплексом, который - для России - внезапно оказался в чужой стране.

Для российских наследников советского космического наследия сохранение инфраструктуры Байконура имело первостепенное значение. В 1994 году Москва подписала с правительством Казахстана договор аренды на 50 лет, который впоследствии был продлен до 2050 года.

Российские чиновники также понимали, что им нужна жизнеспособная альтернатива. Давно существующий космодром Плесецк в Архангельской области в силу своей северной широты обслуживал в основном запуски военных спутников. В 1990-х годах были разработаны планы строительства нового космодрома в Амурской области на Дальнем Востоке: Восточный.

С ростом числа запусков коммерческих спутников Россия воспользовалась своей репутацией надежной и недорогой ракеты, получив за последние 25 лет, по одной из оценок, около 10 миллиардов долларов дохода.

В 2015 году российская космическая программа, представлявшая собой мешанину инженерных студий, исследовательских лабораторий, производственных предприятий и сопутствующих операций, была реорганизована и передана в ведение единой государственной структуры: Роскосмос. Директором был назначен бывший заместитель премьер-министра и посол в НАТО Дмитрий Рогозин.

Американское космическое агентство NASA сотрудничало с Роскосмосом с 1990-х годов, и два агентства работали бок о бок над созданием и эксплуатацией Международной космической станции. Российская программа получила дополнительный импульс в 2011 году, когда США вывели из эксплуатации свой космический флот, что заставило НАСА полагаться исключительно на российские корабли для доставки людей и грузов на станцию и обратно. НАСА платило до 100 миллионов долларов за каждый полет.

Все эти запуски происходили на Байконуре.

Строительство «Восточного» началось в 2011 году. Проект скатился в болото перерасхода средств и повальной коррупции, и теперь его стоимость оценивается в 7,6 миллиарда долларов и продолжает расти. Первый запуск спутника был отложен на год - до 2016 года; завершение проекта, намеченное на 2018 год, неоднократно переносилось. Из 10 успешных запусков, проведенных на сегодняшний день, ни один не был пилотируемым.

Десятки людей, тем временем, находились под следствием за растраты и хищения. Рабочие как минимум один раз объявляли забастовку из-за невыплаты зарплаты.

В 2021 году главный российский аудитор заявил, что в 2020 году инспекторы обнаружили в агентстве финансовые нарушения на 30 миллиардов рублей (400 миллионов долларов).

Злосчастное космическое агентство

После того как в 2014 году Россия захватила Крымский полуостров в Украине, западные страны, включая США, начали вводить санкции против российских компаний и высших должностных лиц.

Репутацию Роскосмоса еще больше подпортил ряд казусов и злоключений, включая до сих пор не объясненную искусственную дыру, обнаруженную в модуле российской станции, аварийную посадку членов экипажа, возвращавшихся на Землю, и скандал, связанный с понижением в должности одного из уважаемых космонавтов.

Не помогло и российское военное испытание противоспутникового оружия в 2021 году, которое выбросило обломки на высокоскоростную орбиту вокруг Земли, потенциально угрожая станции.

Роскосмос утратил монополию на доставку астронавтов на станцию в 2020 году, когда их туда доставила частная американская компания SpaceX. На рынок выходят и другие частные компании.

Последний казус произошел в декабре, когда в капсуле корабля «Союз», которая должна была доставить на Землю двух россиян и одного американца, произошла утечка. Этот инцидент заставил представителей НАСА и Роскосмоса продлить пребывание троицы на станции и отправить на Землю запасную капсулу.

Поврежденная капсула была отправлена обратно на Землю и приземлилась в Казахстане 28 марта.

А потом было ракетное топливо.

Смертельное топливо

Российские, казахстанские и западные ученые изучали опасность токсичного ракетного топлива, которое было обнаружено в почве в некоторых районах Северного Казахстана. На заре советской космической программы официальные лица не сообщали публично об авариях или загрязнениях. Один из таких случаев, произошедший в 1960 году, в результате которого погибло 126 человек, в основном из-за воздействия токсичного топлива, держался в секрете вплоть до распада СССР.

В 2004 году Россия планировала заменить ракеты серии «Протон» на более экологичную модель к 2014 году.

Эти усилия приобрели новую актуальность после 2013 года, когда ракета «Протон-М» с тремя спутниками взорвалась через несколько минут после старта с Байконура, выбросив токсичное топливо, которое называется гептил.

Власти Казахстана были возмущены и ввели временный запрет. Россия согласилась постепенно прекратить использование ракеты «Протон» на Байконуре к 2025 году. Ракеты «Союз», используемые для доставки оборудования и персонала на космическую станцию, работают на другой топливной смеси.

Проект «Байтерек» предусматривает строительство стартовой площадки – «Зенит-М», которая в итоге будет использоваться для ракеты «Союз-5», и казахские компании подписали соглашение о совместном предприятии. По сообщениям, Россия потратила на проект около 900 миллионов долларов, включая саму ракету.

Но проект затянулся, в основном из-за полномасштабного вторжения России в Украину и масштабных западных санкций, направленных против важных поставщиков Роскосмоса. Запланированный на 2021 год срок первого запуска был перенесен на 2024 год, и теперь спор по контракту ставит этот срок под сомнение.

Осложняет ситуацию и то, что ключевой поставщик компонентов для российских ракет находится в Украине, которая после вторжения свернула все сотрудничество с Москвой в области обороны.

Спор вокруг «Байтерека» в основном сосредоточен на том, нарушила ли главная местная дочерняя компания Роскосмоса свои обязательства, не завершив в срок технико-экономическое обоснование.

Казахский суд постановил, что да, оштрафовал его на 29 миллионов долларов и распорядился арестовать его местные активы. Казахские чиновники также говорят, что они не хотят вкладывать крупные средства в и без того проблемный проект с сомнительным результатом: зачем строить новую стартовую площадку для новой ракеты, если никто не хочет или не может заключить контракт с Роскосмосом?

«Окончательный срок завершения проекта «Байтерек» будет определен после корректировки технико-экономического обоснования», - сообщил казахскому новостному сайту InformBuro Куат Мустафинов, генеральный директор казахского партнера в совместном предприятии.

Аселкан, издатель журнала, преуменьшил политический аспект спора; он сказал, что судебная борьба не является попыткой Казахстана вытеснить Россию с Байконура.

Но он добавил, что «Байтерек» «в настоящее время является чемоданом без ручки».

По его прогнозам, Роскосмос будет продолжать запускать людей и грузы с Байконура на космическую станцию в течение следующих пяти лет.

Все, что угодно, но не надежный международный источник запуска

Для наблюдателей космической программы многие из проблем, с которыми сталкивается Роскосмос, являются самовнушением.

В прошлом году, за несколько дней до того, как Роскосмос должен был запустить последнюю партию из десятков спутников для провайдера низкоуровнего интернета OneWeb, Рогозин в последнюю минуту выдвинул требования к OneWeb, в том числе, чтобы британское правительство продало свою долю. OneWeb отказалась, и Роскосмос конфисковал спутники, которые до сих пор не вернул.

OneWeb отказалась предоставить официальное заявление.

Во время своего пребывания на посту директора Роскосмоса Рогозин сделал несколько вызывающих вопросов комментариев, в том числе предположил, что искусственное отверстие, обнаруженное в российской капсуле, было сделано намеренно американским астронавтом.

Рогозин также разрешил трем космонавтам на станции позировать с флагами сепаратистских сил на востоке Украины, что вызвало необычный публичный упрек со стороны НАСА.

Через несколько дней после этого инцидента он был смещен со своего поста и заменен более технократичным бывшим заместителем премьер-министра.

Представитель НАСА, тем временем, сообщил, что спор на «Байтереке» не связан с космической станцией, заявив, что «нет никаких последствий для работы космической станции».

Роскосмос не ответил на заявление с просьбой прокомментировать ситуацию.

«Еще до вторжения в Украину были сигналы о снижении контроля качества, стареющей рабочей силе и проблемах с финансированием», - сказал Брайан Уиден, бывший офицер ВВС США, который сейчас является экспертом Фонда безопасного мира, аналитического центра, базирующегося в США.

«Из-за Украины они потеряли свой международный рынок, и им стало гораздо труднее получать компьютерные чипы», - сказал он. «Я не думаю, что все полностью осознают, насколько сильное влияние это оказало. Другие страны пытаются найти других поставщиков. Это разрушило доверие к российской космической программе».

«Даже если бы у них было надежное оборудование и возможности, [российское правительство] вело себя так, что сделало их ненадежным поставщиком», - сказал МакКлинток. «Таким образом, они закрыли для себя дверь в качестве надежного международного источника запусков».

При подготовке материалов использовались материалы Казахской службы РСЕ/РС и Русской службы РСЕ/РС

Майк Эккель - старший корреспондент, освещающий политические и экономические события в России, Украине и на территории бывшего Советского Союза, а также новости, связанные с киберпреступностью и шпионажем. Он сообщал с места событий о вторжении России в Украину, войнах в Чечне и Грузии, кризисе с заложниками в Беслане в 2004 году, а также об аннексии Крыма в 2014 году.

Источник: Contract Dispute With Kazakhstan Flashes Warnings For Russia’s Legendary Spaceport – Analysis – Eurasia Review

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии