Текст реальности иногда складывается и в поэтические строки. Но от этого сегодняшняя реальность начинает проступать все четче и явственнее. Как в стихотворении поэта, погибшего на фронте, защищая Советскую Родину от фашизма. Его имя несколько подзабыто, но именно его перу принадлежит легендарная «Бригантина»: «Надоело говорить и спорить, и любить усталые глаза…». Та самая, которая «поднимает паруса» бардовской песни до сих пор. Итак…
Павел Коган
ГРОЗА
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но сосен мирные ряды,
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
20 января 1936
Прекрасно написано… И прекрасно – описано, как ни странно, сегодняшнее состояние дел на геополитической карте постсоветского пространства. «Овал» России перестает быть абрисом всего, что оставлено историей «на добрую память» о былом величии и превращается… Давайте вглядимся – во что?..
После распада СССР т.н. «железный занавес» стал словно прогибаться, проваливаясь неким «тупым углом» с Запада на Восток, складываясь в «острый угол», будто стрелкой указателя «Добро пожаловать!» Для более «развитой» западной цивилизации, было указано направление движения по заснеженным широтам до самого отдаленного «медвежьего угла» таежных просторов. Причем это было сделано самой Россией-Матушкой, неуклюже и угловато направляя: «Welcome!» Но проходит время – время, когда Россия была «загнана в угол» последствиями катастрофы распада Советской империи. И вот «угол» стал выгибаться в обратную сторону и теперь явно стал виден некий «остроконечник стрелы», который обозначает на военных картах «направление удара». Цвет – красный… для красоты, наверное. Или для саркастического подтверждения навязанной коллективным Западом роли «Красной империи», которая жива и теперь наносит «ответный удар». Или, по крайней мере, готова это сделать – за тридцатилетние унижение статусом «региональной державы» и неким содержанием в черном теле недоразвитой цивилизации. Что в завуалированной форме уже прозвучало, сначала в «мюнхенской», а затем и в недавней «давосской» речи президента Путина. Кризис экономической системы финансового капитала, загнал Запад в «угол ринга» в бою с самим же собой. Россия в силу многих обстоятельств развития в условиях рыночных отношений оказалась в «центре ринга», в схватке геополитических первенств, но пока не готова добивать противника в его «углу». Пока. Экономически не готова, но военно-политически… Россию все устраивает, опять же – пока. Ведь только совсем недавно стихли «грозы войн» 20-го века, и воцарилось… Процитируем стихи:
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Россия на подъеме и теперь «овал равнодушья» сменяется «косым, стремительным углом…». Где вертикаль власти образует с горизонталью настроений общества этот самый «угол» схождения грозовых струй угрозы кризиса и порыва «ветра, режущим глаза» - прорыва к реализации стремлений. Каких именно?
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
А теперь мысленно представим карту постсоветского пространства. С ясно обозначившимися на горизонте парусами «Бригантины» - романтических устремлений к материку нового Союза Соседних Суверенных Республик. И казахстанский «овал» внизу, очерченный «подарком», где тишь, да гладь, да… «обал». По-казахски это означает - «обидно», но есть еще и устаревшее значение слова, в котором оно часто употребляется – «грех». Да, есть такое… как и устойчивый фразеологический оборот в разговорной речи: «обал-сауабы сенде» - «всю ответственность несешь ты». Это и говорит Россия, когда пристраивает к нашему «овалу-обалу» - «угол», который с исторического «детства» вынуждено рисовать российское государство. И все потому, что это – Империя, а она может существовать только в условиях расширения своих границ.
А теперь она спрашивает: «Есть грех (обал) в притеснении русскоговорящих с прогнозом языковых концлагерей, пусть даже в больном сознании наци-патриотов? Быть «углу направления удара» на карте. Пока только там. Пока. Но красного цвета… так, для красоты, конечно. Да, обидно, но это ваш «обал», и ваш «овал», да и вообще… «надоело говорить и спорить, и любить усталые глаза…».
Прочитайте или прослушайте «Бригантину», и наверное тогда прочувствуете тот романтически порыв российских геостратегов, с которым уже заявлено:
«Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!».