Общество

Мы вас туда не посылали или наплевательское отношение к ветеранам

Айгуль Омарова

23.12.2022

В Казахстане не решается вопрос о строительстве госпиталя для ветеранов войны, участников локальных военных конфликтов и ликвидаторов аварий.

Почему так затянут вопрос со строительством госпиталя? На этот и другие вопросы отвечает председатель координационного совета ветеранов Мурат Абдушукуров.

- 24 - 25 декабря мы будем отмечать очередную годовщину ввода советских войск в Афганистан. К сожалению, к этому дню мы подходим с множеством нерешённых проблем. И одной из главных является строительство госпиталя для ветеранов. Этот вопрос не решается на протяжении многих лет. Такое наплевательское отношение не может не расстраивать. Раньше нам твердили, дескать, мы вас не посылали воевать в Афганистан. Сегодня так не говорят, но волокитят все наши обращения.

В начале декабря мы провели пресс-конференцию по вопросу строительства госпиталя для ветеранов, однако каких-либо конкретных ответов на наши вопросы так и не получили. Напомню, что в 2010 году действующее здание госпиталя для ветеранов в Алматы признали аварийным и всех отправили в госпиталь на Каблукова (ныне Кекилбаева). Но этот госпиталь не рассчитан на огромное число ветеранов, которые нуждаются в ежегодном обследовании и лечении.

Когда в 2010 году мы стали выяснять причины закрытия действовавшего на тот момент госпиталя и постройки нового здания, оказалось, что на самом деле территория, на которой находился госпиталь, понадобилась для строительства коттеджного городка для профессорско-преподавательского состава. После того, как мы подняли шум, привлекли общественность и парламентариев, о городке перестали говорить, а нам пообещали скомплектовать проектно-сметную документацию для нового здания госпиталя. Однако прошло уже 12 лет, а проблема не решена. Очевидно, что территория бывшего госпиталя не даёт кому-то покоя. Это и понятно, поскольку госпиталь находился в предгорьях Заилийского Алатау. Помимо красивейшей природы, там подведены все коммуникации для комфортного проживания.

Поскольку все эти годы мы периодически поднимаем вопрос о строительстве госпиталя, то захватить территорию бывшего госпиталя не решаются. В то же время из 26 гектаров, на которых располагались госпиталь и терренкур, осталось всего 11 гектаров. Там идёт строительство особняков. Есть даже здания в пять этажей, хотя запрещено рядом с горами строить дома и в три этажа. Вопрос, кто выдаёт разрешение на строительство таких особняков и каким образом происходит оформление документов, остаётся без ответа.

Сейчас мы решили создать рабочую группу по изучению данного вопроса и начнём делать запросы во все органы государственной власти, начиная с управления по архитектуре, Алматинского акимата и далее по инстанциям.

Нам известно, что министерство здравоохранения как будто выделяло деньги на проектно-сметную документацию. Даже две компании выигрывали тендер. Одна в связи с пандемией якобы не смогла реализовать проект. Вторая выигрывает тендер на ПСД, но опять не реализовывает ее. Но время- то идёт. И вот уже 13-й год, получается, здание бывшего госпиталя разгромлено, а вопрос не решается. Каждый год мы получаем письма из Министерства здравоохранения, что на следующий год вопрос рассмотрят. Но воз и ныне там.

Напомню, что сегодня в Казахстане насчитывается 800 тысяч человек, подпадающих под закон о ветеранах, подписанный президентом Токаевым в 2020 году. Это же практически 1 миллион граждан, а то и более, если прибавить членов наших семей. Многие из нас нуждаются в постоянном лечении. Видя такое наплевательское отношение, трудно представить, что ветераны будут поддерживать действующую власть. После избрания президента Токаева и внесения изменений в Конституцию, мы несколько воспрянули духом. Однако создаётся впечатление, что Касым-Жомарт Кемелевич прав, когда говорит о саботаже его указаний и законов страны на местах.

Говорят, что всякое сравнение хромает, но для всех ветеранов СНГ примером служит Белоруссия. В Белоруссии имеются 9 реабилитационных центров, самый маленький из которых рассчитан на 240 койко-мест. А у нас один центр находится в Астане на 80 мест и госпиталь в Алматы с активом в 90 койко-мест. А если продолжить аналогию с Белоруссией, то у нас должно быть 18 реабилитационных центров.

И давайте прямо говорить, что отношение государства к ветеранам – вопрос национальной безопасности. Это же имеет прямое отношение к воспитательному процессу. Когда нас посылали в Афганистан, Чернобыль или Семипалатинск, то никто не спрашивал ни о чём. Ты дал присягу и обязан был выполнять приказы. Для нас это было главным. Сегодня иное время. И если к ветеранам относятся так, не решая их проблемы, то рано или поздно встанет вопрос, кто будет служить в нашей армии и станут ли выполнять приказы.

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Публикации автора

Бесконтрольная благотворительность

Александра Сергазинова: До всего есть дело

Данияр Каскарауов: Я должен оправдать доверие земляков

Качественное образование — залог устойчивого развития. Часть II

Бигельды Габдуллин: Культура возделывает душу народа

Сколько потомков Чингисхана живет в Казахстане

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте