Недавно президент Буркина-Фасо Ибрагим Траоре выступил с резонансным заявлением, отклонив предложение Саудовской Аравии о строительстве двухсот мечетей на территории своей страны. В обоснование отказа он отметил, что в текущих условиях приоритетом для мусульманского мира должна стать гуманитарная помощь народу Палестины, особенно жителям сектора Газа, где сохраняется тяжелая ситуация, связанная с военными действиями, блокадой и дефицитом жизненно необходимых ресурсов.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Между Сциллой и Харибдой. Казахстан избегает давления
Восстание в Непале как пролог цифровой диктатуры
«Агенты конфликта». Как не стать ареной чужих экспериментов
«Наши люди могут читать намаз под открытым небом. Лучше направьте эти средства в Газу», — заявил Траоре, подчеркнув необходимость поддержки мусульман, находящихся в состоянии гуманитарной катастрофы.
Исламская этика благотворительности: теологический контекст
Такое заявление вписывается в ключевые положения исламской социальной доктрины, согласно которой помощь нуждающимся (закят, садака) является одной из фундаментальных обязанностей мусульманина. В Коране прямо говорится: «Поистине, пожертвования предназначены для нищих, бедняков, тех, кто работает над их сбором, для тех, чьи сердца нужно склонить (к исламу), для освобождения пленных, для должников, на пути Аллаха и для путников. Так повелел Аллах...» (сура «ат-Тауба», 9:60).
В исламской правовой и богословской традиции (например, у аль-Газали в «Ихья Улюм ад-Дин») подчеркивается важность приоритетной поддержки живущих в нужде, особенно если они находятся под угрозой голода или военной опасности. В этом контексте помощь палестинцам в Газе может рассматриваться как выполнение непосредственной коллективной фард-кифая (общественной обязанности), обязательной для всего исламского сообщества.
Значимость актов благочестия в исламе (включая строительство мечетей) высока, но они не отменяют этических приоритетов социальной справедливости и солидарности. В условиях ограниченных ресурсов выбор в пользу прямой помощи может быть воспринят как следование именно этой иерархии ценностей.
Геополитические и символические аспекты
Отказ Буркина-Фасо от инфраструктурного проекта, финансируемого одним из крупнейших исламских государств, приобретает также внешнеполитическую окраску. В международном контексте он может быть воспринят как критика избирательности внешней исламской благотворительности и жест поддержки палестинской позиции, традиционно играющей важную роль в панисламской риторике.
Подобные случаи не единичны: в 2014 году в Малайзии Муфтий федеральных территорий призвал перераспределить бюджет фонда закята на помощь беженцам из Мьянмы (рохинджа), а в Индонезии в 2021 году религиозные органы поддержали кампанию по перенаправлению средств на нужды Йемена, Сирии и Палестины, приостановив строительство новых объектов.
Кроме того, такой шаг демонстрирует попытку переосмысления внешней зависимости от стран Персидского залива и стремление к формированию альтернативной модели исламской субъектности, ориентированной на социальную ответственность, а не только на религиозное строительство как форму «мягкой силы».
Заявление Ибрагима Траоре представляет собой значимый прецедент в современной исламской политике, в котором приоритет отдан конкретной социальной помощи над символическими формами благочестия. Этот случай отражает не только локальный выбор Буркина-Фасо, но и более широкий тренд — переосмысление роли мусульманских государств в вопросах глобальной солидарности, особенно в контексте палестинского вопроса, остающегося одним из ключевых морально-политических маркеров мусульманского мира.
Фото из открытых источников