Геополитика

Зангезур под вопросом: вчера оптимизм, сегодня — спекуляции

Ермек Ниязов

04.09.2025

Баку и Ереван не пустили в ШОС — что будет со Срединным коридором?

Подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в Белом доме в августе 2025 года сопровождалось акцентом на инфраструктурное сотрудничество, ключевым элементом которого стал Зангезурский коридор — часть Срединного (Middle Corridor) маршрута, связывающего Китай, Центральную Азию и Европу через Каспийское море, Южный Кавказ и Турцию.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Азиатское вето. Южный Кавказ не пустили в ШОС

Скандальная вакансия: чего ждать от нового посла Украины в РК

Зангезур и Казахстан. Риски ассиметричной зависимости

Ожидалось, что экономические перспективы коридора обеспечат устойчивый рост транзитных потоков и послужат фактором стабильности в регионе. По оценке Всемирного банка, при условии масштабных инвестиций и эффективного управления объемы грузоперевозок могли бы увеличиться втрое, а время доставки сократиться в два раза к 2030 году (World Bank, 2023).

Конкретные прогнозные показатели, озвученные в 2024–2025 гг.:

  • Грузоперевозки по Срединному коридору выросли с ~0,84 млн тонн в 2021 году до ~4,5 млн тонн в 2024 году (пятикратный рост за три года).
  • К 2030 году ожидалось достижение объемов порядка 11 млн тонн ежегодно.
  • Контейнерные перевозки (TEU) — рост с ~20 тысяч TEU в 2022 году до ~50 500 TEU в 2024 году.
  • Прогноз до 2040 года — до 130 тысяч TEU в базовом сценарии и до 865 тысяч TEU в оптимистическом случае (при условии масштабной модернизации всей коридорной инфраструктуры).
  • Казахстан в 2025 году заявлял цель достичь более 10 млн тонн к 2027 году.

Однако реализация этих планов предполагала тесную экономическую и логистическую интеграцию государств региона в рамках таких структур, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), а также синхронизацию тарифной, таможенной и транспортной политики между ключевыми участниками маршрута.

Если Армения и Азербайджан остаются вне форматов евразийской кооперации, в особенности вне ШОС и сопряженных с ней транспортных платформ (например, CAREC, TRACECA), то:

объемная загрузка маршрута остается ограниченной;

  • грузопотоки оказываются нестабильными, зависящими от политических конъюнктур;
  • инвестиционные обещания, озвученные в контексте мирных договоренностей, утрачивают основание.

В этом случае оптимистические прогнозы начинают переходить в область инфраструктурной спекуляции или геоэкономической фантастики — особенно в отсутствии надежных механизмов координации, долговременных соглашений по правовому статусу коридора и привязки к крупным евразийским логистическим узлам.

Таким образом, успешная реализация Зангезурского коридора как части Срединного маршрута возможна только при соблюдении нескольких ключевых условий:

  • институциональная интеграция с азиатскими и евразийскими логистическими союзами;
  • формирование стабильных и тарифно прозрачных коридорных механизмов (единое окно, сквозные сертификаты, сопряженные стандарты);
  • устранение инфраструктурных «бутылочных горлышек» и политических рисков.

Без этого коридор рискует остаться локализованным маршрутом с ограниченной коммерческой значимостью, неспособным обеспечить ни транзитную устойчивость, ни заявленные функции долгосрочного гаранта мира.

Фото из открытых источников


Ермек Ниязов

Топ-тема