Подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в Белом доме в августе 2025 года сопровождалось акцентом на инфраструктурное сотрудничество, ключевым элементом которого стал Зангезурский коридор — часть Срединного (Middle Corridor) маршрута, связывающего Китай, Центральную Азию и Европу через Каспийское море, Южный Кавказ и Турцию.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Азиатское вето. Южный Кавказ не пустили в ШОС
Скандальная вакансия: чего ждать от нового посла Украины в РК
Зангезур и Казахстан. Риски ассиметричной зависимости
Ожидалось, что экономические перспективы коридора обеспечат устойчивый рост транзитных потоков и послужат фактором стабильности в регионе. По оценке Всемирного банка, при условии масштабных инвестиций и эффективного управления объемы грузоперевозок могли бы увеличиться втрое, а время доставки сократиться в два раза к 2030 году (World Bank, 2023).
Конкретные прогнозные показатели, озвученные в 2024–2025 гг.:
- Грузоперевозки по Срединному коридору выросли с ~0,84 млн тонн в 2021 году до ~4,5 млн тонн в 2024 году (пятикратный рост за три года).
- К 2030 году ожидалось достижение объемов порядка 11 млн тонн ежегодно.
- Контейнерные перевозки (TEU) — рост с ~20 тысяч TEU в 2022 году до ~50 500 TEU в 2024 году.
- Прогноз до 2040 года — до 130 тысяч TEU в базовом сценарии и до 865 тысяч TEU в оптимистическом случае (при условии масштабной модернизации всей коридорной инфраструктуры).
- Казахстан в 2025 году заявлял цель достичь более 10 млн тонн к 2027 году.
Однако реализация этих планов предполагала тесную экономическую и логистическую интеграцию государств региона в рамках таких структур, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), а также синхронизацию тарифной, таможенной и транспортной политики между ключевыми участниками маршрута.
Если Армения и Азербайджан остаются вне форматов евразийской кооперации, в особенности вне ШОС и сопряженных с ней транспортных платформ (например, CAREC, TRACECA), то:
объемная загрузка маршрута остается ограниченной;
- грузопотоки оказываются нестабильными, зависящими от политических конъюнктур;
- инвестиционные обещания, озвученные в контексте мирных договоренностей, утрачивают основание.
В этом случае оптимистические прогнозы начинают переходить в область инфраструктурной спекуляции или геоэкономической фантастики — особенно в отсутствии надежных механизмов координации, долговременных соглашений по правовому статусу коридора и привязки к крупным евразийским логистическим узлам.
Таким образом, успешная реализация Зангезурского коридора как части Срединного маршрута возможна только при соблюдении нескольких ключевых условий:
- институциональная интеграция с азиатскими и евразийскими логистическими союзами;
- формирование стабильных и тарифно прозрачных коридорных механизмов (единое окно, сквозные сертификаты, сопряженные стандарты);
- устранение инфраструктурных «бутылочных горлышек» и политических рисков.
Без этого коридор рискует остаться локализованным маршрутом с ограниченной коммерческой значимостью, неспособным обеспечить ни транзитную устойчивость, ни заявленные функции долгосрочного гаранта мира.
Фото из открытых источников