Культура

«Ликвидация» по-алматински: детектив на фоне войны

Константин Козлов

12.06.2025

Плюсы и минусы первого сериала об Алма-Ате времен Великой Отечественной войны

Не так давно мы писали о фильме Фархата Шарипова «Эвакуация». Теперь же зрителям было представлено творение на ту же тему, но в совершенно другом жанре и стиле. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Тропы милосердия: антивоенный фильм о ВОВ сняли в Казахстане

Преодолевая забвение. Великая война в казахстанском кино

Не с первого взгляда: кинематограф России увлечен Казахстаном

Если «Эвакуация» — камерная история, человеческая драма нескольких людей, попавших под жернова трудных обстоятельств, то «Аллигатор» – полноценный ретро-детектив. 

История, основанная на некогда закрытых архивных материалах, рассказывает об Алма-Ате времен Великой Отечественной войны, куда эвакуировали заводы, театры, киностудии, но вместе с тем в город хлынули московские, киевские, харьковские, кишеневские, минские карманники, домушники, среди них были и участники безжалостной банды «Черная кошка», воссозданной Станиславом Говорухиным в фильме «Место встречи изменить нельзя». 

Богатейшие залежи полезных ископаемых Казахстана привлекали и агентов третьего Рейха. 

Сериал расскажет об операции по ликвидации диверсантов, которые готовили покушения на партийных и хозяйственных руководителей, теракты на эвакуированных промышленных предприятиях и занимались вербовкой недовольных советской властью.

Основа сюжета — история подрывной сети, известной под названием «Землекопы». В интернете есть материалы о том, как шла поимка членов опасной банды, и о том, кто же оказался тем самым таинственным «Аллигатором». 

В общем, сходство с «Ликвидацией» очевидное. Да и сам режиссер Виталий Воробьев не поскупился на «пасхалочки»: тут отсылки сразу на несколько культовых фильмов. Сцена воровской малины напомнит любителям классики знаменитый эпизод из «Места встречи»: «Карп, да ты на руки его погляди…!» 

Сами сюжетные повороты и типажи во многом повторяют «Ликвидацию»: причем иной раз весьма очевидно. Например, артист Александр Дьяченко практически скопировал манеру игры Константина Лавроненко из «Ликвидации» — да и внешне артисты имеют большое сходство и явно один типаж. 

Чего не хватило «Аллигатору»? Непосредственно «казахскости». Многие ждали воссоздания атмосферы Алма-Аты эвакуационной, знакомой многим из нас по рассказам наших бабушек и дедушек. В сериале два основных места действия: собственно, Алма-Ата и ее окрестности. Окрестности сняты в наших горах, а городские сцены — в основном, в Калуге. Горы довольно аляповато нарисованы компьютерной графикой, лишь несколько городских сцен снято непосредственно в Алматы.

Несколько кадров запечатлели экстерьер легендарного магазина «Кызыл Тан». 

Сцены, снятые в Калуге и в алматинских окрестностях, разительно отличаются стилистически. Будто снимались или на разные камеры, или на разные режимы их работы. Ну, и конечно то, как выглядит кадр, выдает, что работали скорее всего разные художники-постановщики. В результате картинка порой не бьется, когда сменяются эпизоды, а то и кадры. А действие, на минуточку, происходит в одном городе. Глядя все это, действительно вновь начинаешь вспоминать о том, что казахстанские русские отличаются от собственно российских. Причем не только русские, собранные в массовку российские азиаты порой тоже весьма отдаленно похожи на казахов. 

Такие издержки понятны: восстановить Алма-Ату 1943 года — задача крайне сложная и трудновыполнимая. А бюджеты у таких проектов не резиновые. Поэтому, как видно, приходится чем-то жертвовать. 

Поэтому атмосферу пришлось поддерживать… музыкой. На звучание домбры в сериале не поскупились. Но в целом этого было недостаточно. 

Сценарист сериала Андрей Житков давно «набил руку» на военных детективах. Его перу принадлежат сценарии кинофраншизы «Диверсант», сериалов «Ночные ласточки», «Мальтийский крест» и т.д. В целом же сценарий для подобного рода картин вполне схематичный: серия бандитских налетов, присланный расследовать их спец из центра, поначалу принимающие в штыки местные опера, коварные особисты из НКВД-НКГБ, нащупывание мотива преступлений. Ну и финал, где нас поджидает, разумеется, большая антисоветская диверсия с целью захватить город. Поскольку тема мало исследована, трудно судить, где правда, где вымысел, а где ради остроты сюжета реальные события передвинуты во времени и т.п. 

Но смотрится все это довольно живо. Конечно, режиссер Виталий Воробьев — это не Сергей Урсуляк и не Станислав Говорухин, уровень режиссуры на порядок слабее. Зато неплохи актерские работы: тут и заслуженные актеры российского кино Александр Мохов, Павел Трубинер, Татьяна Догилева, Дмитрий Астрахан, а также казахстанского — Еркен Губашев, Меруерт Утекешева, Ерболат Тогузаков. Присутствуют и молодые артисты, раскрутившиеся недавно: Алихан Карибаев, Айдана Елемес. 

Несмотря на то, что замысел фильма о «землекопах» получилось реализовать не на все сто процентов, как говорится, лед тронулся. А тем для совместного кинопроизводства Казахстана и России не так уж и мало. И не войной единой, как говорится.  

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема