Как известно, создательница культовых литературных произведений «Зулейха открывает глаза» и «Эшелон на Самарканд» теперь живет в Алматы, и новый роман — байопик Сергея Эйзенштейна написан во многом и на алматинском материале.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«Тамиздат» и отмена Галкина с Монеточкой — Казахстан-2024
Колыбельная для памяти: литературный Кантар-2022
Книжка лучше: обзор праздничных историй
Давая аннотацию своему роману, Гузель Яхина уточнила, что речь не идет о документальном исследовании жизни и творчества Сергея Эйзенштейна. Хотя, конечно, все события в книге реально имели место в жизни великого кинорежиссера. Но в романе есть место вымыслу и немалое. И, кстати, вымыслу этому способствует и то, что многие плоды творчества Эйнштейна оказались либо нереализованными либо утерянными и недошедшими до нас.
Тем не менее, основная линия повествования — это жизнеописание режиссера.
Сегодня личность Эйзенштейна оценивается как интересная, но противоречивая. С одной стороны, его гениальность никем не ставится под сомнение. С другой стороны — то, что его творчество и талант состояли на службе у тоталитарного режима, многими современными деятелями тоже переосмысливается неоднозначно. Хотя понятно, что ставить знак равенства между ним и, например, Лени Рифеншталь тоже будет, мягко говоря, передергиванием.
За все время повествования читатель оказывается в дореволюционной Риге, Одессе 1920-х годов, Москве 1930-х, а самое главное для автора — Мексике рубежа конца 1920-х – начала 1930-х и, конечно, Алма-Ате 1940-х.
Эйзенштейну Алма-Ата тех лет напоминала Мексику не только пейзажами, схожестью казахских степей с мексиканскими прериями, но и ощущением парящей свободы. По словам Яхиной, это было уникальное время, когда Эйзенштейн был свободен от чиновников советской цензуры. Но если касательно его творческого путешествия по США и Мексике это понятно, то относительно Алма-Аты у читателя могут возникнуть вопросы.
Всем известно, что в 1941 году сюда были эвакуированы крупнейшие киностудии Советского Союза — «Мосфильм» и «Ленфильм». Однако немногие знают, что киноначальство осталось в Куйбышеве, куда эвакуировали часть правительственных учреждений из Москвы. Так вот это самая удаленность от чиновников и дала Эйзенштейну то ощущение свободы, казалось бы навсегда потерянное в Мексике. Киноведы знают, что фильм «Да здравствует Мексика!» так и остался не доснятым. Лишь в конце 1970-х годов свою версию перемонтирует режиссер Григорий Александров, тоже находившийся в той поездке с Эйзенштейном.
Особо много додумывать и дофантазировать Гузель Яхиной, по ее собственным словам, пришлось в эпизодах, посвященных работе Сергея Михайловича над фильмом «Бежин луг». Когда-то из этого фильма хотели сделать настоящий кинопропагандистский гимн сталинской коллективизации. Получился же во многом обличительный фильм, который власти заставили смыть с кинопленок. Сегодня осталось лишь несколько фотографий-кадров того самого фильма. То, о чем думал при его создании Эйзенштейн — полностью принадлежит фантазии Гузель Шамилевны.
Конечно, алматинцам интересны эпизоды, связанные с ЦОКСом. Тем паче, что места съемок «Ивана Грозного» по счастью сохранились. За время съемок фильма центральный концертный зал нынешней Казгосфилармонии превращался и в кремлевские палаты, и даже в Успенский собор. Причем съемки проходили только ночью, так как днем все электричество шло на заводы, работающие на нужды фронта. Силами оператора Эдуарда Тиссэ и художника Иосифа Шнипеля атмосфера храма была создана при помощи белых нитей и направленного на них света софитов. Причем во многих местах это можно даже заметить.
Помимо подробного описания этих съемок, Яхина также рассказывает и о буднях-праздниках режиссера в эвакуационной Алма-Ате. Тут и прогулки по парку 28-ми гвардейцев-панфиловцев с посещением старого кинотеатра, расположенного там, где Сергей Михайлович с товарищами смотрел лендлизное американское кино. Подробно описан и дом-лауреатник. В общем, любителям старой Алма-Аты явно будут особо интересны эти главы.
Любители порассуждать и подумать о взаимоотношениях художника и власти в тоталитарном обществе найдут свои ответы в этой книге. Можно долго перечислять подробности биографии Эйзенштейна, но лучше просто прочитать книгу. Тем более, что своими предыдущими произведениями Яхина доказала, что на чтение ее книг уж точно стоит потратить время.
Фото из открытых источников