Леонид Парфенов выпустил новую серию своего YouTube-проекта «События, люди, явления», посвященную 2024 году. Несколько ярких событий, которые он рассмотрел, касаются и Казахстана. При этом кое-что важное все же было упущено.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Намедни в Казахстане: наша республика в объективе Парфенова
Колыбельная для памяти: литературный Кантар-2022
Аллюзия на Бишимбаева — новый фильм Алагузовой о насилии
Недавно мы писали о том, как именно казахстанская тематика отражена в проекте «Намедни» (и в телевизионном шоу, и в YouTube-формате). В новой серии про 2024 год, хронометраж которой превысил 4 часа — события самые свежие, многие из которых еще не доведены до логической точки, которая, скорее всего, не будет поставлена и в текущем году. Конечно, главные события 2024 года навскидку вспомнил каждый, кто не страдает от деменции: третий год войны России и Украины, смерть российского оппозиционера Алексея Навального, теракт в «Крокусе», многочисленные споры вокруг феномена квадроберов и прочее.
Любопытно, но многим казалось, что хоть как-то в хронике Парфенова должен был отразиться судебный процесс над Куандыком Бишимбаевым. Что логично, ведь следил за ним весь мир, и постсоветское пространство в особенности, где, увы, проблема домашнего насилия по сей день актуальна. Тем не менее, это событие командой Парфенова было проигнорировано.
Тема же весенних наводнений дана в основном с российской точки зрения — впрочем, упомянуто было, что Казахстан тоже пострадал. Однако основной фокус был дан на трагедию в российских регионах. Любопытно было сравнить поведение чиновников и граждан у нас и у соседей, особенно на примере построенной самими жителями одного из российских населенных пунктов дамбы, за что им грозило наказание как за самоуправство. Вспоминались репортажи с нашей стороны, где жители затапливаемых населенных пунктов также включились в спасение самих себя, и чиновники были только благодарны за инициативу.
Но вернемся к свежему выпуску Парфенова, почти десять минут хронометража которого было посвящено феномену «путинской геронтократии». Действительно, сам российский лидер и люди из его окружения — лица, мягко говоря, немолодые. Тут и предвзятое отношение к интернету, да и в принципе настороженность ко всему новому. Парфенов в этом ряду вспоминает еще и путинские оговорки и в особенности удручающую неспособность правильно произнести имя-отчество президента Казахстана. Мемами стали «Кемель Жемельевич», «Кемежам Ишемельевич» и прочее. И хотя в последнее время Путин вроде бы редко ошибается с произношением имени и отчества Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, в интернете старые оговорки периодически всплывают до сих пор. Парфенов называет это «безнаказанным тролингом». Хотя только нашим президентом оговорки Путина не ограничиваются — в прошлом году на торжественном приеме он назвал Александру Николаевну Пахмутову «Александром Николаевичем Патрушевой».
О Казахстане говорится и в сюжете о восстановлении книжной цензуры в России. С 2022 года там активно закручиваются гайки и на литературном направлении. Книги иноагентов если и продаются в российских магазинах, то в специальных бумажных обложках с соответствующими пометками и дисклеймерами. Кроме того, нередко работы опальных и политически неблагонадежных авторов изымаются из библиотек. Притом многие авторы уже покинули Россию, перебравшись в том числе и в Казахстан. Наиболее яркий пример — переезд, пожалуй, самой известной современной российской писательницы Гузель Яхиной. И наша страна стала центром так называемого «тамиздата» (в противовес «самиздату», когда интересные произведения распечатываются на принтере/набираются на печатной машинке под копирку, «тамиздатом» называлась в советский период литература, выпущенная на русском языке за границей и контрабандой доставленная в Москву) — в частности, как пример, приводится издательство «Лабрис».
Еще раз Казахстан упомянут Парфеновым в теме борьбы с артистами-иноагентами. С 2024 года фиксируются массовые отмены концертов российских артистов, преследуемых по политическим причинам на родине. Многомесячная возня с отменами выступлений Максима Галкина, гастролей группы «БИ-2», рэпера Моргенштерна и певицы Монеточки — уже очевидная тенденция. Парфенов недвусмысленно намекает на «руку Москвы», хотя доказать это фактически невозможно. Ну, и многим памятна история со срывом лекций кинокритика Антона Долина. Хотя еще год-два назад ситуация была обратной: нередко отменялись концерты лояльных Кремлю и поддерживающих СВО российских артистов — тогда это тоже подавалось как инициатива общественности.
2025 год только начинается, и каким он окажется в объективе не только Леонида Парфенова, но и прочих летописцев, предсказать сложно. Нулевые и десятые, как ни крути, были более стабильным и предсказуемым временем. Но сегодня иные времена. И остается только гадать, какими мы их вспомним через какой-то значительный период.
Фото из открытых источников