Леониду Парфенову — 65! Как к нему ни относись, но то, что именно он главный летописец нашего стремительно меняющегося времени — с этим согласятся и его поклонники, и его критики. По случаю «полукруглой» даты мы решили вспомнить, как Казахстан был отображен в теле- и кинопроектах Леонида Парфенова.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Колыбельная для памяти: литературный Кантар-2022
Ронин в степях Казахстана: неудачный постапокалипсис
Аллюзия на Бишимбаева — новый фильм Алагузовой о насилии
Сегодня формат «Намедни» большинством постсоветской теле- и YouTube-аудитории воспринимается в основном как хроника прошедших лет. Хотя начинался этот проект как еженедельная аналитическая программа, а потом — программа неполитических новостей. В 2001 году она снова перезапустилась как еженедельная информационно-аналитическая и просуществовала три года, пока не была скандально закрыта в конце мая 2004 года.
Собственно, вел Парфенов и другие проекты. Например, для проекта «Портрет на фоне эпохи» и ежедневного ток-шоу «Герой дня» дважды брал интервью у первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Впрочем, это проекты, сделанные не только Парфеновым и не прославившиеся как его «фирменные».
Перефразируя классика, мы говорим «Парфенов» — подразумеваем «Намедни», и наоборот. Собственно, «Намедни» переживало два рождения — первое, каноническое, еще для того, «старого НТВ», вышло в конце 1990-х годов. И Казахстан там упоминается в первой же серии, посвященной 1961 году. Впрочем, только мельком — как место, откуда Юрий Гагарин совершил первый полет человека в космос.
Полноценное упоминание состоится лишь в серии о 1973 годе — там будет рассказ об открытии легендарного спорткомплекса «Медео». А иллюстрироваться это будет уникальными кадрами, где перед Брежневым на летнем льду показательно выступают Ирина Роднина и Александр Зайцев. Ну и плюс ко всему набор хорошо известных каждому алматинцу фактов — уникальный лед из горных рек, финское оборудование, чистый разряженный воздух и т.д.
В том же году упомянут и феномен казахстанского «1 000 000 000 пудов зерна». В телевизионной серии и впоследствии в книжной версии Парфенов подчеркивает особое идеологическое значение казахстанского зерна для Леонида Брежнева.
«Понятно почему рапорт первым сдает Казахстан — Брежнев прилетел в Алма-Ату вручать республике очередной орден, а поскольку Хрущева теперь как бы вовсе не было, его титул первоцелинника переходит к нынешнему генсеку: Брежнев во времена эпопеи работал вторым, а потом первым секретарем казахстанского ЦК. И получается, собранный миллиард пудов — это посеянное Брежневым», — рассуждает Парфенов. А также добавляет, что несмотря на внушительные объемы урожая, это не спасает от закупок зерна за границей.
Не обошлось и без упоминания темы Желтоксана. Правда, в телевизионном выпуске на НТВ о нем сказано совсем вскользь, да еще произнесена фраза, возмутившая многих казахстанцев: «строго наказывать никого не будут, проведя разъяснительную работу в вузах». Справедливости ради, надо сказать, что в 1998-1999 годах о декабрьских событиях в Алма-Ате 1986 года россиянам было известно не очень много.
В книжной же версии «Намедни» о 1980-х годах, вышедшей в 2009-м, Желтоксану посвящен уже целый разворот и хронология событий представлена весьма подробно.
Еще раз в выпусках, посвященных перестроечной эпохе, Казахстан Парфенов упомянет в серии о 1989 годе, рассказывая о столкновениях казахов и торговцев с Кавказа в Новом Узене (ныне Жанаозене).
В 1990-х годах наша страна снова вскользь упоминается в выпуске о 1991 годе во фрагменте, посвященному распаду СССР. А в следующий раз Казахстан возникнет в выпусках Парфенова, когда он будет рассказывать, как в 1998 году свершился первый в СНГ династический брак. Речь идет, конечно же, о свадьбе младшей дочери Нурсултана Назарбаева Алии и сына тогдашнего президента Кыргызстана Аскара Акаева Айдаре. На момент выхода серий их брак еще не распался. В книжной версии же Леонид Геннадьевич уточнит, что брак распадется еще до «революции тюльпанов».
«Зурначи и домбристы на восточной свадьбе — звезды российской эстрады», — сострил тогда Парфенова.
В перезапуске франшизы уже для YouTube упоминаний, разумеется, было больше. Потому как и временной охват проекта увеличился и составляет теперь более века — с 1921 по 2024 год (выпуск об ушедшем годе на стадии производства).
Среди серий за 1920-е годы интересен выпуск про строительство Турксиба и особенно — о национальном размежевании в Средней Азии.
«В целом логика разделения на «национальные квартиры» усвоена быстро, и общетюркские мотивы отступают на второй план. По свидетельству Молотова, казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтоб он был их столицей. Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел на границы и сказал: «Ташкент — узбекам, а Верный, Алма-Ата — казахам», — писал Парфенов в книжной версии о событиях 1924-1925 годов.
Конечно, не обошлось и без темы голодомора. Несколько разворотов посвящено событиям 1932-1933 годов на Украине и в центральной России, где о Казахстане сказано следующее: «Тамошний партийный глава Голощекин лишил коренное население его отар и табунов. После хлебореквизиций скотоводы вымирают среди степей в полной безвестности. Около 200 тысяч сумеют перекочевать в Китай, иной раз прорываясь сквозь пулеметный огонь пограничников. За первые годы коллективизации казахский этнос сократится почти вдвое, и его будут восполнять отправляемые в республику «репрессированные народы» и узники ГУЛага».
Также для YouTube-формата «Намедни» будут сделаны серии, где расскажут в частности об удачах и неудачах целинной кампании. Или же, если брать серии, посвященные новейшему времени, то любопытно будет вспомнить, какой скандал в 2006 году вышел с премьерой «Бората».
Хотя главное казахстанское событие современности Парфеновым замечено: выпуск за многострадальный 2022 год открывает рассказ как раз о Кантаре. Там Леонид Геннадьевич пересказывает хронологию событий и рассказывает о последствиях — то, что сегодня называется «деелбасизация».
В том же году, конечно же, уделено внимание и так называемой «релокации» — в особенности после мобилизации в России осенью 2022 года.
Последние годы — время особо нестабильное, в связи с чем даже появился мем о том, что Парфенов замучается (слово сильно смягчено) делать «Намедни» про очередной год. Так говорилось и про 2020, и про 2022. 2024 год тоже вряд ли будет исключением — серия, посвященная ушедшему году, должна выйти 24 февраля. Теоретически и там может появиться эпизод на казахстанскую тематику: дело Бишимбаева весной прошлого года обсуждал едва ли не весь мир.
Если же брать другие проекты Парфенова, не связанные с его главной профессиональной «франшизой», то здесь можно вспомнить фильм «И лично Леонид Ильич», посвященный столетию Брежнева. В нем несколько минут эфирного времени рассказывается о работе Леонида Ильича в Казахстане и его дружбе с Динмухамедом Кунаевым.
А вот, например, в проектах «Российская империя», «Цвет нации», «Русские грузины» и «Русские евреи» казахстанскому содержанию места не нашлось. В своих интервью и на творческих встречах Парфенов, впрочем, говорил, что Казахстан точно был бы отражен в фильме о русских немцах. Но денег на этот проект Парфенов пока не нашел и едва ли в нынешних условиях в ближайшее время найдет. Что ж, будем ждать иных проектов.
Ясно одно — Парфенов и в 65 лет остается образцом для молодых журналистов и блогеров, работающих в этом стиле. А самое главное, он остается знаком качества своей продукции для миллионов своих поклонников. Неплохой итог до 65 лет.
Фото из открытых источников