«На Западном фронте без перемен» – это не только название романа и фильма, но и ситуация в годы Первой мировой войны. Но во времена Второй мировой на европейской арене все продвигалось значительно быстрее. Нацистская Германия на ряде участков Западного фронта пыталась навязать «позиционную войну» или даже заморозить противостояние, но союзникам нужна была либо безоговорочная капитуляция, либо полный разгром гитлеровских войск. И сегодня мы посмотрим, что происходило в Западной Европе ровно 80 лет назад — 26 марта 1945 года была фактически завершена Рейнская операция.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Дни Победы. Последнее контрнаступление Адольфа
К сердцу Германии
Для начала немного по общей ситуации. В прошлый раз мы отмечали, что к марту войска союзников вплотную подошли к Рейну — реке, которая не только была важной стратегической водной артерией, но и несла глубокое идеологическое значение, политически и географически считаясь сердцем Германии. Это почти как Волга для Советского Союза. Что касается тактики, то можно сравнить с нашим контрнаступлением летом-осенью 1943-го и форсированием Днепра. Кроме того, на Рейне находились важные промышленные объекты, которые продолжали работать на ВПК.
К началу февраля 1945 года союзники вернули себе все земли, потерянные во время битвы за Арденны (тогда нацисты предприняли масштабное контрнаступление на Западном фронте), и возобновили продвижение в Рейнскую область. В течение марта планировалось начать атаки через Рейн в нескольких местах, а главный штурм должны были реализовать американские и британские войска около города Везель, к северу от Рура, промышленного центра Германии. Однако до того, как этот штурм состоялся, произошел удачный захват моста южнее, около Бонна, что, по сути, изменило ход большой битвы.
Стоит отметить, что большинство мостов через реку были взорваны самими немцами, но один оказался цел по различным причинам, в том числе и потому, что несколько заложенных зарядов не сработали. Неповрежденным остался железнодорожный мост Людендорфа в Ремагене, между Кобленцем и Бонном, который и был захвачен в целости и сохранности войсками 9-й бронетанковой дивизии США еще 7 марта 1945 года. Но это далось немалыми усилиями — бронепехота пробивалась через мост под интенсивным огнем противника, который все еще предпринимал попытки уничтожить переправу.
Рейнская операция
В течение недели после форсирования реки по мосту Людендорфа семь американских дивизий обосновались на востоке Рейна. Через десять дней этот мост все-таки рухнул, выполнив свою миссию. Но успевших переправиться частей, конечно же, не хватало, чтобы развить эффективную атаку вглубь территорий Третьего рейха. Для этого был разработан беспрецедентный план крупномасштабного наступления.
Сначала, 22 марта, 5-я пехотная дивизия США начала неожиданную для немцев переправу через Рейн в районе Оппенгейма, к югу от Майнца. Дело в том, что обычно таким маневрам предшествуют мощная артподготовка и удары авиации, которые являются некими вестниками большой атаки, но на этот раз наступление началось без предварительной работы артиллерии, что застало противника врасплох. Эта операция вошла в мировые учебники по военной тактике, а нынешняя молодежь, наверное, знакома с ней по компьютерным играм серии Call of Duty. Но, как вы понимаете, это была вовсе не игра — наверное, не надо объяснять, почему.
Но вернемся к событиям Рейнской операции. Вскоре войска 3-й армии также успешно атаковали реку сразу в трех других местах: Боппард, Санкт-Гоар и к югу от города Майнц. Если вам эти места ни о чем не говорят, то отметим, что это были неожиданные для немцев участки, так как они априори считались невыгодными для наступления — всеми преимуществами обладала обороняющаяся сторона. Однако атака прошла более чем успешно. Если говорить военно-тактическим языком, то после нее американцы сумели оперативно развить наступление, быстро наладив коммуникации.
И, наконец, 26 марта 1945 года две дивизии 7-й армии США переправились через Рейн около города Вормс. Отметим, что эта та самая знаменитая армия под командованием легендарного Джорджа Паттона, которая успешно воевала в Марокко и Северной Африке, а потом стала авангардом наступления союзников на Сицилии в операции «Хаски». Зимой 1945-го именно на силы 7-й армии пришелся главный удар немецко-фашистского контрнаступления, о котором мы говорили выше.
В целом, все эти операции имели жизненно важное значение для окружения Рура и последующего завоевания Германии. Стоит отметить, что переправа через северный Рейн в районе Везеля стала крупнейшей амфибийной и воздушно-десантной операцией, проведенной со времени Дня D. Тут, кроме прочего, следует отметить четко скоординированные действия между американскими и британскими подразделениями, хотя на некоторых участках высадка десанта была встречена ожесточенным огнем. В любом случае, к концу марта все четыре армии США, сражавшиеся в Западной Европе, находились к востоку от Рейна. 1-я и 9-я армии продолжали окружать Рур, а 3-я и 7-я двинулись на восток в центральную и южную Германию.
Путь на Вену
Сегодня, по прошествии 80 лет, можно сказать, что после война пошла в «другом режиме». Но до ее конца оставалось полтора месяца, и нацисты еще сопротивлялись. Нередко многие подразделения предпочитали сдаваться американцам в полном составе при малейшем поводе. С англичанами же было немного по-другому — немцы понимали, что те могут мстить за свои неудачи и проигрыши, а также за удары по Лондону и мирным объектам. На Восточном же фронте, как отмечалось, была совершенно другая обстановка. Хоть сдачи в плен стали проявляться чаще, чем даже в начале 1945-го, но и регулярные части, и гражданское население понимали, что за преступления нацистов придется отвечать.
Но именно 26 марта было взято в плен рекордное количество немецких солдат и офицеров — более 21 тысячи. Это произошло после того, как войска 3-го Белорусского фронта завершили ликвидацию окруженных вражеских войск в районе города Браунсберга на побережье залива Фришгаф. Остатки разгромленных частей противника были отброшены в район мыса Кальхольцер-Хакен. Гитлеровская ставка требовала обороняться до последнего солдата, но ни военно-тактического, ни просто человеческого смысла в этом не было — говоря современным языком, Красной Армии предстояла полномасштабная зачистка окруженной территории.
В тот же день, согласно сводкам Совинформбюро, за сутки на всех фронтах подбито и уничтожено 179 немецких танков и самоходных орудий, а в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 37 самолетов противника. Если говорить немного конкретнее, то войска 2-го Белорусского фронта подошли к городу Данциг (ныне польский Гданьск) и завязали бои на его окраинах. А авангардные подразделения 2-го и 3-го Украинских фронтов, разгромив основные силы немецкой группы армий «Юг», развернули стремительное наступление на венском направлении. Это направление, наверное, достойно отдельного внимания, а пока скажем, что вечером 26 марта 1945 года Москва вновь салютовала, причем, именно войскам 3-го Украинского — за то, что «овладели городами Папа и Девечер — крупными узлами дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев, прикрывающими пути к границам Австрии». Было произведено 12 залпов из 124 орудий.
Ну, а до самого большого и исторического салюта 9 мая оставалось 44 дня и ночи. Но об этом пока никто не знал — ни на Западном фронте, ни на Восточном, ни в самом Берлине…
Фото из открытых источников