Аналитика

Снижение Каспия угрожает планам коридоров России и Китая

The Jamestown Foundation

20.03.2025

Снижение уровня воды в Каспийском море приводит к уменьшению количества грузовых судов, которые могут передвигаться по этому водоему, а также к снижению эффективности работы крупных портов. Такое снижение уровня воды угрожает как российскому коридору «Север – Юг», так и инициативе Китайской Народной Республики (КНР) «Один пояс – один путь». Хотя Россия в большей степени страдает от проблем с перемещением грузов на восток и юг по Каспию, КНР также все больше полагается на Каспий для доставки контейнеров в Центральную Азию, которые затем перевозятся по железной дороге. Уровень воды в Каспии снижается уже много лет, что приводит к расширению береговой линии, что вызвало научные дебаты о том, является ли эта проблема постоянной или ее можно обратить вспять в ближайшие десятилетия. 

Снижение уровня воды также привело к политическим дискуссиям о том, можно ли использовать Каспий в качестве основного маршрута для коридора «Север – Юг», созданного президентом России Владимиром Путиным. Однако этот вопрос стал политическим вопросом высокого уровня только тогда, когда Москва обнаружила, что падение уровня воды означает, что она больше не может перебрасывать свою Каспийскую флотилию через Каспий и Волго-Донской канал для участия в войне России против Украины. Этот вопрос приобрел еще большее значение в августе 2024 года, когда на встрече с губернатором Астраханской области, граничащей с Каспием, Путин сделал акцент на том, как падение уровня воды может повлиять на торговый коридор «Север – Юг».

На встрече в Баку, состоявшейся в начале этого месяца, официальные лица России, Центральной Азии и Кавказа высказали последние и наиболее тревожные опасения по поводу влияния снижения уровня воды на маршрут «Север – Юг» и инициативу КНР «Один пояс – один путь». Участники, среди которых были высокопоставленные чиновники и эксперты со всего региона, единодушно заявили, что снижение уровня воды в Каспийском море за последний год привело к уменьшению грузоподъемности грузовых судов на 20 и более процентов. Что еще хуже, эта тенденция ограничивает как пропускную способность морских путей, так и работу крупных портов и даже приводит к закрытию некоторых небольших портов — больше всего от этого страдает Север, но порты все чаще закрываются по всему региону. Согласно одному из отчетов, докладчики даже предположили, что влияние снижения уровня воды на торговлю сейчас настолько серьезно, что Казахстан, береговая линия которого за последние годы отступила более чем на 50 километров (~31 миля), будет вынужден полностью «выпасть» из торговых сетей России с севера на юг и КНР с востока на запад, по крайней мере, в том, что касается каспийского маршрута.

Возможно, такие прогнозы слишком раздуты и просто призваны привлечь больше внимания к этой проблеме. Хотя пропускная способность судов и портов на Каспии снизилась, значительный объем перевозок остался. Суда и порты, обслуживающие две межрегиональные торговые сети, продолжают работать, хотя и с меньшей пропускной способностью, чем раньше. Текущую пропускную способность маршрутов можно поддерживать за счет увеличения частоты рейсов или строительства новых судов, хотя Россия и КНР сталкиваются с проблемами в этом вопросе. С одной стороны, Россия испытывает серьезные трудности в судостроительной отрасли: суда выходят из строя из-за чрезмерной эксплуатации и недостаточного обслуживания. КНР, с другой стороны, только начинает заниматься судостроением для этого водоема, хотя ситуация может измениться. Следовательно, и Россия, и КНР, вероятно, уже рассматривают другие маршруты для торговли с севера на юг и с востока на запад.

У КНР есть множество вариантов, включая сухопутную торговлю через Южную Азию и использование Северного морского пути в Арктике, что означает возможность поворота в различных направлениях. Однако если Россия будет вынуждена отвернуться от Каспия, она столкнется с теми же проблемами на Кавказе и в Центральной Азии, которые побудили ее в первую очередь обратить внимание на море. Среди этих проблем — политическая нестабильность, неадекватная сеть железных и автомобильных дорог, в том числе их отсутствие в некоторых местах и однопутный характер во многих других, трудности со строительством новой транспортной инфраструктуры из-за рельефа местности, а также проблемы с финансированием сектора российского коридора «Север – Юг» в Северном Иране. Признание этой проблемы в Москве растет, и ее экспансивные надежды на развитие торговли и проецирование силы на юг могут не оправдаться в ближайшее время.

В краткосрочной перспективе Москва, вероятно, попытается расширить свои дноуглубительные работы на Каспии, возможно, с привлечением Ирана и КНР, как это уже было сделано в отношении Волго-Донского канала. Россия также, вероятно, попытается укрепить свою Каспийскую флотилию, чтобы суда, совершающие транзит через Каспий, могли делать это без помех. Вместо того чтобы признать поражение на южном направлении, чего Путин делать не желает, Москва, вероятно, усилит давление на страны Кавказа и Центральной Азии, чтобы расширить сети железных и автомобильных дорог для замены судоходных маршрутов, которым угрожает снижение уровня воды. Такие проекты будут чрезвычайно дорогими и потребуют многих лет, но Кремль может прийти к выводу, что у него нет другого выбора.

Такое давление, скорее всего, будет направлено, в первую очередь, против Казахстана, а также Узбекистана и Туркменистана. Казахстан уже встревожен действиями Москвы. Если Россия усилит свое давление, это только усугубится. Однако Казахстан может приветствовать помощь России, которая поможет ему сохранить свои порты открытыми, а его собственные каспийские перевозки — действующими. Другие страны, в том числе Азербайджан на Кавказе, будут гораздо менее благосклонны к российскому давлению в этом отношении, о чем свидетельствует недавний рост напряженности в отношениях между Москвой и Баку.

Следовательно, как это чаще всего бывает, изменения в природной среде, такие как снижение уровня воды в Каспийском море, имеют гораздо более серьезные экономические и политические последствия и даже могут быстро стать причиной конфликта, чем можно было бы предположить из первоначальных академических дискуссий.

Автор: Пол Гобл

Источник: Declining Caspian Water Levels Threaten Russian and Chinese Corridor Plans

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


The Jamestown Foundation

Публикации автора

Топ-тема