Алматы 01.04.2022 19602

Несправедливая «историческая справедливость»

Словосочетание «Историческая справедливость» все чаще становится политическим лозунгом, который ни к справедливости, как таковой, а уж, тем более, к истории отношения не имеет. Тем не менее, он используется не только в качестве аргумента, а в виде некой неприкрытой угрозы или агрессивной защиты, и мало кто задумывается над истинным его значением. А мы сегодня задумаемся, рассмотрев этот термин с разных сторон.


Наверное, не обязательно приводить примеры, как и кем этот термин-лозунг используется в последнее время. В этом нет нужды, так как наше повествование может вызвать обратную реакцию – думать не фактами, а теми же самыми лозунгами. Да и следует признать, что у многих общественных деятелей, политиков и даже отдельных государств это стало одним из основных направлений деятельности. Такое ощущение, что это напоминает некую детскую игру – кто первым выкрикнет это громкое словосочетание, за тем и правда. А правда, в свою очередь, не является истиной, истина же далеко не всегда справедлива.

Занятно, что упомянутые политики и другие деятели, бравирующие этой фразой, в подавляющем случае далеки от исторической науки и могут легко спутать сопромат с савроматами или наоборот. Между тем, именно «история» является основным в этом лозунге. Конечно, нужно рассматривать каждый случай упомянутой «справедливости» в отдельности, бравируя только фактами, но есть несколько общих канонов, от которых не следует отходить.

Во-первых, история понятие растяжимое – в хронологическом плане. Проще говоря, если предки одного народа победили предков другого народа, скажем, в начале XVI века, то они же могли потерпеть поражение от них в конце XVII столетия. Или же можно основываться на каком-то документе 250-летней давности, который якобы говорит о некоем великом событии великого народа, то на самом деле это может быть обычным фейком или же наши (их) предки просто выдали желаемое за действительное. Часто такое бывало? О, да! Является это справедливостью? Отнюдь!

Кстати, «историческая справедливость» нередко используется вместе с другим занятным (и опасным) термином – «исконные территории». Этой теме можно посвятить отдельный материал или даже научно-популярное исследование, но мы опять-таки отошлем читателя к хронологии. На одной территории в разное время могли жить разные народы. Примеры тоже приводить не станем, но скажем, что никак нельзя назвать справедливостью претензии на определенную местность тех, кто понастроил там города 150-200 лет назад в качестве форпостов против тех, кто жил здесь последние 2-3 тысячи лет. Или заселил какую-то территорию после того, как коренное население в основном покинуло его, спасаясь от голодомора или погибнув от него.

Во-вторых, история, к сожалению, все чаще превращается в орудие политики и пропаганды. Это тоже аксиома, не требующая доказательств. Причем, этот механизм настолько глубоко вошел в сознание масс, что даже объективный научный труд и те самые исторически справедливые выводы могут восприниматься в виде этой самой пропаганды. Или же, в лучшем случае, как мифологизация. Кстати, не всегда следует воспринимать мифологизацию, как нечто плохое и недозволительное, но ковать из нее «историческую справедливость» не стоит однозначно.

Если подойти к этому словосочетанию с точки зрения других наук, лингвистики и филологии, то в первую очередь обращает на себя внимание слово «справедливость». Несмотря на кажущееся разнообразие, синонимов к нему не так много. Самое близкое, на наш взгляд, это «беспристрастность», но в сочетании с прилагательным «историческая» она уже будет не так выгодно смотреться для тех, кто использует этот термин-лозунг в своих (или своего государства) корыстных целях. Хотя, политика такая вещь, что может использовать все, что угодна, лишь бы достичь своих целей. Понятие «честность» тоже не очень подходит в данном контексте.

Другими словами, честный лингвист-филолог легко может объяснить, что наше словосочетание имеет самый широкий спектр, но при этом не может являться точным. Причем, добавит, что к нему необходимо добавить что-то уточняющее. С ним полностью согласится честный историк. И это будет вполне справедливо.

Есть еще одна наука, которая относится к гуманитарным, но любящая точность. Это юриспруденция. Вот здесь никакого шанса что-то доказать, ссылаясь на голую историческую справедливость, у вас не получится. Нужны только факты. Хотя, конечно же, многое зависит от практикующих юристов и, например, судей – некоторые могут (и это было доказано практикой) принять бумажку, подписанную сельским акимом, за документ, подтверждающий эту самую справедливость – а именно родство истца с полувымышленным былинным героем. В обычном праве же, как отмечалось выше, нужны только подтвержденные исторические документы, с понятие «справедливость» относится только к вершителю правосудия – он, как известно, должен это делать, исходя из буквы Закона и чувства справедливости.

А вот политология, которая тоже является наукой с определенных пор, вполне может себе позволить использовать термин «историческая справедливость». Однако политолог политологу рознь (иногда, социальная рознь), поэтому не будем грешить на всех представителей этой неблагодарной профессии. При этом подчеркнем, что если ее представители и используют этот термин, то не для собственной выгоды, а ради изучения чего-то, кого-то или каких-то процессов.

Можно было бы рассмотреть нашу сегодняшнюю тему с точки зрения медицинской науки, а точнее – психиатрии, но мы, наверное, не станем этого делать. Чтобы не обидеть. Психиатров. Но для политиков, как таковых, а также всякого рода двуногих «громкоговорителей», это понятие – чисто лозунг, а это уже никак не касается нашего сегодняшнего разговора. Хотя упомянутые нами аргументы вполне могут быть использованы против них в качестве справедливых и четких аргументов (контраргументов). Как говорится, пользуйтесь на здоровье.

А напоследок еще один совет. С точки зрения правоведения. В большинстве случаев чья-то «историческая справедливость» ведет к прямому нарушению тех или иных прав других – отдельных граждан, но чаще социальных, этнических или религиозных групп, а нередко и целых стран и народов. Поэтому к любым заявлениям об исторической справедливости необходимо исходить из норм права. Международного, межгосударственного и государственного. Это если имеется в виду большая политика, но в частных случаях, для некоторых можно использовать и нормы права уголовного – в соответствующем кодексе есть несколько подходящих статей. В крайнем случае, можно и Административный кодекс использовать. Вот тогда все будет по справедливости.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов