Сейчас в информационном пространстве Казахстана, которое на процентов восемьдесят заполняется контентом из социальных сетей, размножаемым электронными СМИ, газетами и телевидением, царит специально нагнетаемый хаос. Трагические события начала января до появления органичного официального заявления — сейчас все государственные лица, в том числе глава государства, ссылаются на тайну следствия — поспешно трактуются наводнившими соцсети носителями «альтернативного мнения» в сторону обвинения власти и лично президента в преступлениях против «мирного населения».
Во всем этом отчетливо прослеживается сценарий пресловутого «плана Б», о котором мы поговорим ниже. Пока необходимо разобрать «план А», успеху которого помешали решительные действия президента страны, из-за чего в определенных сетевых кругах он мигом стал мишенью.
От бархатных переворотов до «арабской весны»
Об экспорте революций, осуществляемом преимущественно Соединенными Штатами Америки по методичке Джина Шарпа, известно в том числе и в Казахстане достаточно давно. Дважды ненасильственный протест удался на территории постсоветского пространства – в Украине 2004 года и Грузии 2005-го. В обоих случаях страны по итогу прошли через процедуру болезненного отсечения территорий – Грузия в 2008 году, Украина в 2014-м, и их включение в процессы евразийской интеграции сейчас находится где-то в области ненаучной фантастики.
Технология именно ненасильственного протеста «сломалась» в Кыргызстане, где первая в истории этой республики революция прошла с жертвами, разрушениями зданий государственных учреждений, в том числе «Белого дома», грабежами и насилием. Все то же самое, что видели испуганные алматинцы 5 и 6 января 2022 года за окнами в своем родном городе.
Вторая кыргызская революция, равно как и второй украинский Майдан вообще жертв не стеснялись. В Кыргызстане на закуску устроили резню в узбекских анклавах близ Оша, в Киеве начали орудовать неизвестные снайперы, протестующие устроили бои с полицией и так далее.
Но если в Кыргызстане отход от досконального следования Шарпу был как бы закреплен, то обкатка новой стратегии в полной мере прошла на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Ее суть – использовать мирные протесты для реализации процесса переворота или дестабилизации вплоть до гражданских войн. В ход пошли новые и более брутальные методы раскачки населения на демонстрации. В Тунисе, с которого и началась «арабская весна», поводом стало самосожжение некоего торговца. Люди восстали, власть пала, пожар перекинулся на другие арабские страны. В Египте к власти и вовсе пришли радикальные мусульмане, нечто подобное, похоже, на какой-то период планировалось и у нас.
Но самое страшное произошло с Ливией и Сирией. Первая уничтожена гражданской войной, вторая выстояла, но истощена долгим противостоянием с повстанцами, оказавшимися (внезапно!) радикальными террористами-головорезами. И в их рядах воевали казахстанцы, ослепленные романтикой религиозной пропаганды.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Болат Берсебаев: «Это была попытка госпереворота»
Доверие невинных - самый полезный инструмент лжеца
Хроника неудавшегося путча
Насколько досконально был распланирован план заговора, пока непонятно — слишком мало информации. Сам президент Касым-Жомарт Токаев в интервью «Хабару» говорил о трех волнах протеста, две из которых уже не были мирными.
Мирные протесты начались в Жанаозене 1 января и были подхвачены в Актау и некоторых других населенных пунктах Мангистауской области 3 января. Вечером 4 января в поддержку протестов в Мангистау началась акция и в Алматы. Поначалу мирные протестующие собрались в районе «Алматы Арены» (западная окраина города) и намеревались пройти маршем к площади Республики. Прибывшая на место полиция была разметана группой агрессивно настроенных граждан, организованно пришедших на место событий по улице Момышулы с проспекта Райымбека. Они были вооружены арматурой и завладели полицейскими щитами после столкновения.
Эта вторая волна протеста стала причиной сожжения на площади Республики в ночь с 4 на 5 января нескольких полицейских автомобилей и проникновения под утро в здание городского акимата. Через полчаса они были вытеснены оттуда на новую площадь и постепенно рассеяны по городу.
Утром 5 января в районе рынка «Алтын Орда» (это уже западный пригород Алматы) началась третья волна нашествия на мегаполис. Толпа разгромила автозаправку, завладела пожарными машинами, выдвинувшейся на место беспорядков спецтехникой. Движение в город осуществлялось по трем направлениям: проспектам Рыскулова и Райымбека и улице Толе би. Наиболее ожесточенные бои происходили как раз на Толе би, где полицейские выставили несколько заслонов, но были сметены.
Очевидцы тогда начали сообщать о скоординированных действиях третьей волны «протестующих» — в толпе были замечены так называемые «красные куртки», которые, очевидно, командовали сотнями участников беспорядков и грабежей. По крайней мере, если судить по видео протестов 5 января, видно, что «красные куртки» как бы дистанцировались друг от друга, распоряжаясь действиями окружающих.
Апофеозом стало прибытие на площадь Республики вечером, когда уже горел акимат, а бандиты громили офисы телекомпаний и атаковали резиденцию президента, Дикого Армана. Который скрывался от казахстанского правосудия в Турции.
Вечером 5 января был захвачен Международный аэропорт Алматы, куда, по словам президента в упомянутом интервью «Хабару», приземлились самолеты с боевиками. Можно предположить, что эти боевики если не убыли из страны, то не просто растворились здесь, а чего-то ждут. Вообще, по всем признакам, Алматы был разграблен для создания запаса оружия (больше тысячи стволов до сих пор на руках) и финансов (наличные и ювелирка). В планах наверняка значился переброс этих сил в столицу, но Касым-Жомарт Токаев сломал эти планы обращением за военной помощью к ОДКБ. Счет шел буквально на часы.
Брожения продолжаются
Собственно, «план Б» - если говорить очень лаконично - заключается в том, чтобы поддерживать «пламя в очаге». Более чем очевидно, что заговорщики планировали свергнуть Токаева и сразу или через промежуточную диктатуру мракобесия установить в стране свою власть. Этот сценарий был разрушен благодаря фактору миротворцев ОДКБ, исполнители затаились, заказчики частично арестованы, частично, надо полагать, в бегах.
Однако мы видим фактически беспрецедентную и явно спланированную волну хейта в адрес президента Токаева и попытку выдать всех уже задержанных по уголовным делам о январских беспорядках невинными активистами или «мимо проходившими». Исполняется этот информационный заказ преимущественно не обитающими в стране гражданами, внутри Казахстана поддерживается теми, кто-либо не был свидетелем происходящего в Алматы, либо не живет в эпицентре того, что тогда творилось, либо опять же – лицами заинтересованными.
Направленность этой информационной волны очевидна — у исполнителей бурлит от пренебрежения Токаевым резолюции Европарламента, о нежелании устраивать международное расследование январских событий. То есть, ангажированность граждан, участвующих в буллинге президента, в каких-либо еще доказательствах не нуждается. Президент уже заявил, что та же резолюция и, очевидно, предложение о международном расследовании щедро проплачены казахстанцами, не живущими в стране, но заработавшими и вывезшими отсюда очень хорошие деньги. Намек на Мухтара Аблязова очевиден, но ведь не только! Свидетельствами того, кто и сколько вывез из Казахстана, в последние дни переполнен весь интернет.
Понятно, что эти люди хотели бы сохранения прежних порядков, при которых Казахстан только для них оставался бы дойной коровой. И к их услугам – проверенные годами и на всякий случай уже покинувшие нашу страну профессиональные провокаторы. Об их личностях мы поговорим отдельно в следующий раз.
Фото из открытых источников