Культура

Рэкетир III. Остывшее блюдо мести

Константин Козлов

17.02.2025

В кинопрокат вышла третья часть легендарной криминальной саги о приключениях Саяна Беккаримова 

Акан Сатаев решил представить публике заключительную главу истории, которая принесла ему, как режиссеру, славу и когда-то подарила надежду на возрождение казахстанского кино уже в XXI веке. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Вселенная аула Каратас

Ронин в степях Казахстана: неудачный постапокалипсис

Аллюзия на Бишимбаева — новый фильм Алагузовой о насилии

Напомним предысторию. В центре первого фильма — история о жизни молодого человека по имени Саян, рассказанная им самим.

Когда-то, на рубеже восьмидесятых-девяностых, парень, который родился и вырос в Алма-Ате, подающий большие надежды боксер, решил, что дорогу в жизнь можно пробить кулаками. И вроде все складывалось для него неплохо, даже очень… Но наступает момент, когда Саян начинает понимать, что назад уже дороги нет и за все в жизни, оказывается, надо платить. Какой ценник предъявит судьба — он узнает позже.

Вторая часть представляла собой переиначенную историю «Ромео и Джульетты». В центре новой истории — брат Руслана, друга и соратника Саяна, которого зовут Була. И Альбина, дочь бизнесмена Жана — того самого, кто убийство Руслана и «заказал». По законам жанра они влюбляются друг в друга и уже было готовы простить и отпустить прошлое, однако запущенный Булой маховик мести не оставляет им никаких шансов. Главный герой первой части выходит на авансцену лишь под занавес картины, чтобы свести старые счеты со своим врагом. 

Собственно, третья история разворачивается спустя десять лет после того, как Саян свел счеты со своим давним врагом Жаном и вышел из тюрьмы. Теперь же мести жаждет сын Жана Аблай, появившийся в конце второй части лишь на несколько мгновений в сцене похорон. Времена изменились — все вчерашние подельники Саяна давно легализовались и стали уважаемыми бизнесменами. А вместо грубого «рэкета» теперь мягкое, но не менее жестокое рейдерство. Да и вместо лихих бандитов из девяностых теперь крышующие силовики и спецслужбисты. Но суть отношений прежняя — выживает более сильный, жестокий и беспринципный. Последнее и становится фатальным для Саяна, который еще старается держаться понятий и законов криминального мира. 

Третья часть в целом удачно использует слагаемые качественной криминальной драмы: экшен, саспенс (напряжение), лирика и в меру крови и насилия. Хотя кто-то, возможно, с этим не согласится. Не удержаться от спойлеров, но история третьего фильма начинается с того, как от рук подручных Аблая гибнет семья главного героя. Саян будто несет печать обреченности. Даже не зная замысла сценаристов, понятно, что сама судьба давно вынесла ему приговор, но до поры до времени герою удалось ее так или иначе обманывать. 

Третий «Рэкетир» был своего рода вызовом для его режиссера Акана Сатаева. Вторая часть многим показалась довольно провальной. Зрители ругали картину за притянутый за уши и нелепый сюжет. Более того, поражала и откровенно слабая актерская игра — для опытного режиссера Акана Сатаева это казалось непростительным промахом. Но Сатаев все же рискнул. И надо отдать должное — слабое место второй части было максимально устранено. Понятно, что исполнитель главной роли «выезжает» в основном за счет типажа. Однако персонажи второго плана и антагонисты подобраны довольно неплохо. К слову, в роли «крышующего» силовика снялся сам Сатаев. В последнее время Акан Каргамбаевич явно жаждет реализации и как актер, посему часто снимается в своих (иногда и не только в своих) картинах: и в главных ролях, и в колоритных эпизодах. Главный антагонист фильма Аблай весьма живописно сыгран Асылханом Толеповым. Когда-то его открыл сам Сатаев, сняв в главной роли в эпической драме о джунгарских войнах «Жаужүрек мың бала». Однако сказать, что его актерская судьба сложилась очень успешно — тоже нельзя. «Рэкетир» в этом плане, конечно, явная удача для Толепова.  

Как и в первый раз, Сатаев вновь дает любителям жанра «времен связующую нить», роднящую «Рэкетир» с легендарными гангстерскими киносагами России. Если в первом фильме это был герой Владимира Вдовиченкова, московский «браток» Володя, то теперь это олигарх Андрей в исполнении другой звезды «Бумера» — Андрея Мерзликина. В качестве приглашенной звезды он здесь весьма органичен. 

Как в первой части, где на экране максимально достоверно воссозданы 1990-е, в третьей очень «вкусно» показано наше время. Внешне вроде бы более благополучное, сытое, богатое и даже глянцевое. А приглядишься и понимаешь — девяностые вернулись (а может даже никуда и не уходили) просто из «кожанок», спортивок и малиновых пиджаков братки переоделись в костюмы «Бриони». Жестокость и цинизм, впрочем, только укрепились. 

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема