Нартай Аралбайулы – сплав депутата, гражданина и журналиста
Среди казахских подкастов на YouTube отличается один, который ведет один из самых активных депутатов мажилиса — Нартай Аралбай. Он состоялся как тележурналист, еще не будучи депутатом парламента. У него есть передача на одном из телеканалов, где он обычно собирает экспертов, вроде своих коллег из парламента. И у него есть именной YouTube-канал — Nartay Aralbayuli. Туда он выкладывает видео своих выступлений в мажилисе.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Писателей много, мыслителей — единицы
Был ли Мухтар Магауин диссидентом?
Откровения аксакалов политики и спорта
Одно из таких он записал в прошлом году, а выложил буквально на днях: «Легионерлерге ақша берілмейді | Тіркелген 180 спорт түрі 3 есеге қысқарады | Спорттағы революция» — «Легионерам не видать больше денег/ Имевшиеся виды спорта сокращены в три раза/ В спорте произошла революция».
Эта запись нисколько не потеряла в актуальности, скорее наоборот — Нартай Аралбай разгромил правительство, ведомства которого отгружали огромные, просто космические суммы профессиональному спорту, причем, тем видам, которые не назовешь «народными». Что самое печальное — эти виды не приносили высоких наград и соответствующий престиж государству, а большие суммы уходили в карман легионеров-иностранцев. Теперь данный вопрос так или иначе будет решаться. Учитывая дефицит госбюджета, это сокращение воистину безумных трат на легионеров выглядит и экономически, и идеологически оправданным.
Но как бы там ни было, такого сплава журналистики, даже публицистики, и депутатских обязанностей, работы — до текущего созыва мажилиса никогда не было. Хотя в депутатах прежних созывов тоже бывали и писатели, и журналисты (слава Богу, хоть артисты испарились).
О продолжающейся косности казахов
«Жас Алаш» — одна из старейших газета Казахстана, имеющаяся долгую славную историю, в советскую эпоху называвшаяся «Лениншiл жас»: она была дублером русскоязычной «Ленинской смены», которая потом стала называться «Экспресс К» и к нынешнему моменту ушла в историю. Обе газеты были печатными органами Ленинского комитета советской молодежи (ЛКСМ) КазССР.
В эпоху суверенитета «Жас Алаш» досталась представителям новой элиты независимого Казахстана, таким как покойный Алтынбек Сарсенбаев, и практически до недавних времен там обретались его сокурсники, единомышленники и родственники.
У печатного издания имеется электронная версия Jas Alash и свой YouTube-канал Jas Alash.Podkast. Остановимся на последнем из свежих выпусков этого канала.
Ведущий Турсынбек Башар пригласил известного театрального деятеля Ерсайына Төлеубая. Выпускник исторического факультета в юности увлекся театром и кино, был актером, потом режиссером. И даже стал основателем казахского драмтеатра, который был открыт при акиме Сергее Кулагине в Костанае. Его суждения о современности, о сегодняшнем театре, искусстве и культуре, о духовном состоянии общества в целом — крайне критичны. Но огульной эту критику нельзя назвать. Его замечания точны и образны. Причем, его критика не такая примитивная, как это обычно бывает у многих представителей творческого цеха: мол, люди у нас хорошие, а вот власть не удалась.
Например, он давно критикует личность и наследие первого президента. Нюанс в том, что он критикует прежде всего тех, кто безудержно хвалил и создавал, по сути дела, «культ личности»: «Они говорили, что только он один вправе быть Первым, а мы-де можем его только подпирать. Он показал себя отнюдь не с полезной для страны и общества стороны, его практически нет, а куда делись «подпорки»? Они ведь тоже виноваты».
По мнению Ерсайына Төлеубая, за 30 лет мы не построили того государства, которое всем грезилось и которое было бы высококонкурентным.
Он произнес термин, который многие казахские заслуженные деятели искусства и культуры то ли не осознают, то ли намеренно замалчивают, то ли просто стыдятся, а может попросту живут в его рамках. Речь идет о трайбализме (непотизме) и чрезмерном землячестве. Он прямо говорит про объективную незрелость казахской нации в силу присутствия в ней вышеуказанных явлений, которые имеют устойчивый характер.
Особенно его завел самый актуальный сейчас для казахской интеллигенции вопрос. Турсынбек Башар спросил, как он относится к тому, что ушедшего из жизни народного писателя Казахстана похоронили в США? Спикер просто развел руками и сказал в том духе, что это все звучит как «ойбай из средневековья». По его мнению, масса людей хоть и слышала о Мухтаре Магауине, но даже не понимают его значения, потому что не читали его произведений, как не читали и многих других — Абая, Есенберлина! Он вспомнил Аль-Фараби, который уехал с караваном за светом учения, на просвещенный в те века Ближний Восток, в Дамаск. Стал ученым, писал трактаты. Стал Учителем с большой буквы. И не вернулся на родину предков, в ту среду, от которой он сознательно оторвался, чтобы состояться вдали он нее. Давайте возмущаться этим фактом, говорит театральный режиссер.
Дальше у него пошли совсем позорные примеры. Он рассказал, какие были мучения были даже не с телом, а с прахом Миржакыпа Дулата. На заре казахской независимости из России, с берегов Белого моря, с ведома центральной власти РК прах было решено перезахоронить на Родине. Но здесь грянул скандал: вспомнили, что он имел отношение к убийству Амангельды Иманова, и не дали предать земле в том районе. Договорились до того, что якобы Миржакып собственноручно убил народного предводителя.
Пришлось срочно менять планы и уже кое-как, торопясь, скомкав всю торжественность, упокоить прах далеко от того места, где родился Миржакып Дулат.
Что касается Мухтара Магауина, спикер сказал, что это было осознанное решение самого Мухтара Магауина.
Название подкаста было таким: «МАҒАУИН? МІРЖАҚЫПТЫҢ СҮЙЕГІН ЕЛГЕ ӘКЕЛГЕНДЕ КӨМЕТІН ЖЕР ТАППАҒАНБЫЗ - ЕРСАЙЫН ТӨЛЕУБАЙМЕН СҰХБАТ» — «Магауин? Когда привезли кости Миржакыпа, мы не нашли земли для них».
Фото из открытых источников