Уже несколько лет в Алматы существует своеобразный культурный феномен —постановка на театральной сцене популярных кинохитов. Как выясняется, формат этот весьма любим зрителями и финансово успешен.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Он промчался как яркая комета. Прощание с мастером
О том, что болит: специфическая правда жизни
Откровенный разговор на важную тему
Стоит оговориться, что речь не идет об инсценировках пьес или романов, которые имеют весьма успешные экранизации. Речь идет о произведениях, которые стали известны миру именно как кинофильмы, а теперь показываются алматинцам и гостям южной столицы в качестве сценических произведений.
Автором этого явления на наших просторах стала Галина Пьянова, основатель и художественный руководитель театра «АРТиШОК». Ее силами на алматинских театральных площадках идет сразу несколько таких произведений — «Лихорадка субботнего вечера», «Бешеный бык» и «Осенняя соната». Первые две любопытны тем, что истории в них перенесены в казахстанскую действительность.
Феномена этого, быть может, и не родилось, если бы не пандемия и массовая изоляция. Именно тогда режиссеру Галине Пьяновой пришла в голову эта идея.
«По долгу службы я много изучаю теорию театра и кино. А тут стала еще и много читать биографии великих актеров и вдруг решила поподробнее узнать, как Роберт де Ниро стал тем Робертом де Ниро, которого любит и боготворит весь мир. Конечно, наткнулась и на его рассказ об истории «Бешеного быка» — это ведь была его идея, он подсказал Скорсезе мысль снять этот фильм. Я считаю также, что этот фильм стал своего рода более авторским и интеллектуальным ответом на «попсового» Рокки. Я включаю фильм и настолько влюбляюсь во все, что происходит и понимаю, что герой Роберта – это же наш Нурсултан Мухамеджанов», — рассказала Гарина Пьянова.
Нурсултан Мухамеджанов, актер театра АРТиШОК, известен также по ролям в кино и телепроектах: «Ага», «Первая отрицательная», «Жана Жанель» и «Последняя остановка».
«Я сразу же позвонила Нурсултану и строго наказала смотреть ему этот фильм. Я давно обещала ему главную роль, ведь до этого он играл в нашем театре в основном второстепенных персонажей», — объяснила худрук.
Работу над спектаклем хотели начать сразу после выхода из карантина, но этот процесс затянулся. Многие помнят, как в 2020 году летом сначала разрешили работать только летним кафе. «АРТиШОК» этим воспользовался и для начала открыл кофейню при театре, где для посетителей стали проводить творческие вечера и разыгрывать импровизационные сценки. Проект «Выживут только летники», по сути, тогда был едва ли ни главным культурным событием города посреди абсолютной творческой мертвечины лета-2020.
«Тем летом и осенью работали только кафе и клубы, а тут мне на глаза попалась «Лихорадка субботнего вечера» Джона Бэдэма с легендарным Джоном Траволтой в главной роли, и меня осенило: надо сделать спектакль как бы под клубное пространство. Заодно и своеобразная «конспирация» — театрам нельзя работать, а мы теперь вроде и не театр, а ночной клуб. И инспекции не прикопаться, и нам такие интересные музыкальные проекты всегда были интересны. Надо сказать, что коммерчески это спектакль был суперуспешным — он спас наш театр в самое тяжелое время.
Проходит время, жизнь налаживается, театры восстанавливают работу, коронавирус уходит и тут Нурсултан вспоминает, что я обещала ему «Бешеного быка».
Параллельно я репетировала спектакль в Астане в театре имени Куанышбаева и у меня один раз полтруппы отпросилось с репетиции на бой Головкина. Сначала я расстроилась, а потом даже обиделась: почему они меня не позвали? Я поняла, что бокс — это часть нашего менталитета. И наш спектакль во многом объясняет — почему», — отметила Галина.
«Бешеный бык» и по сей день идет в репертуаре театра. В версии «АРТиШОКа» это история советского боксера, который считает, что он лучший в мире. Чтобы доказать это, чемпиону города необходимо попасть в олимпийский резерв. Проблема только в том, что у него независимый характер и слишком много врагов. Три олимпиады, четыре генсека, родной брат и одна огромная любовь: все это и есть жизнь Айдына Жакупова — боксера с «гранитной челюстью». Страсть, любовь, дружба, идеалы, обиды и комплексы — все становится неважным, когда Айдын выходит на ринг. Только здесь правда и только здесь жизнь!
Действие спектакля происходит с 1980 по 1990 год в КазССР. И многие атрибуты и феномены спектакля хорошо знакомы поколению иксеров и миллениалов.
Галина Пьянова считает, что самые интересные постановки получаются тогда, когда эти спектакли про нас, про нашу жизнь.
Даже классику можно сделать про нашу жизнь. Главное, нащупать тот нерв, который волнует и нас, и героев пьесы или фильма.
Как оказалось, история американского боксера итальянского происхождения 1940-х может идеально срифмоваться с историей казахского боксера позднесоветских 1980-х. А посетители бруклинских дискотек очень живописно (при качественной адаптации) превращаются в тусовщиков из алматинских спальных районов.
К слову, коллеги постепенно подхватывают инициативу Галины и сейчас несколько театров репетируют подобного рода инсценировки кинохитов. Станут ли они популярными — вопрос открыт.
Фото из открытых источников