О том, что Алматы стал одним из творческих центров притяжения на постсоветском пространстве, знают многие люди. Имена клипмейкеров Айсултана Сеитова, Медета Шаяхметова, Олжаса Баялбаева, Макса Шишкина в последнее время звучат очень громко. Однако далеко не только их силами Алматы добился своего творческого статуса.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Незаслуженно забыт: дочь Еркеша Шакеева требует справедливости
Люди и явления: как Батыр вернул казахский контент в эфир
Музыку знаю на слух — Бекулан Орынбасар
Многие из указанных режиссеров уже отошли непосредственно от клипмейкерства, перейдя в категорию кинорежиссеров. Айсултан Сеитов заявил о себе громким этно-хоррором о голодоморе «Каш», Макс Шишкин готовит к выпуску постапокалиптический боевик «Последний Ронин», который также снимался в Казахстане. Тем не менее, свое слово они сказали, и без их таланта отечественные шоу-бизнес и кинематограф явно не поднялись бы на ту высоту, которая была достигнута во второй половине 2010-х годов.
Сегодня мы хотели бы вспомнить самых разных зарубежных исполнителей разнообразных жанров, которые снимали свои клипы в Алматы. Вспомним наиболее ярких и максимально непохожих друг на друга исполнителей, которых наш город некогда вдохновил на то, чтобы здесь снять музыкальные видео.
Первые опыты датируются еще советским периодом. Периодически в соцсетях «вирусится» видео советской певицы Валентины Толкуновой, исполняющей песню об Алма-Ате на осенних улицах нашего города. Тогда едва ли ни единственным источником видеоклипов была телепередача «Утренняя почта». Да и клипами в современном смысле слова это назвать нельзя. Так, прогулки по улицам под музыку. Вот точно так же съемочная группа «Утренней почты» приехала в Алма-Ату осенью 1983 года.
Можно вспомнить видео в такой же стилистике от легендарной группы «Ялла» на песню «Голубые купола Самарканда» — ролик снят чуточку позже, но также для «Утренней почты». И, кстати сказать, за это на группу очень обиделись на их родине в Узбекистане — ведь в тексте поется о древностях Самарканда, а в кадрах новостройки Алматы восьмидесятых: ансамбль зданий на тогдашней площади имени Брежнева (ныне — Республики, в простонародье она так и осталась Новой площадью) и баня «Арасан». Музыканты и по сей день вспоминают, как оправдывались перед самаркандцами.
В девяностые и нулевые производственной базы и кадров, готовых сделать качественное музыкальное видео в модном тогда формате MTV, в Казахстане практически не было. И тем российским исполнителям, кто все же хотел снять клип у нас, приходилось, как говориться, ехать «в Тулу со своим самоваром». А именно — выписывать в Казахстан всю съемочную группу. Либо обходиться совсем скромными средствами. Из клипов, снятых в ту пору, приходит на память разве что ролик популярных тогда «Отпетых мошенников» «Хали-гали» — там можно увидеть и Чимбулак, и дорогу на Медеу, и сгоревший через год после съемок аэропорт, и проспект Абая еще без разделителей.
Ситуация начала меняться в 2010-е. Конечно, поспособствовал этому и подъем казахстанского кинематографа. В течение 2010-х набирали опыт действующие режиссеры, подрастали новые, у которых было намного больше возможностей практиковаться. Ширились и международные связи, и образование за рубежом перестало быть непозволительной роскошью для многих, а стало явлением весьма распространенным. Собственно, многие клипмейкеры и получили там образование — взять того же Айсултана Сеитова. Да и в век интернета стало легче налаживать связи, демонстрировать собственные навыки и наработки. Потому, собственно, во второй половине 2010-х годов настал золотой век казахстанского клипмейкерства.
Можно вспомнить несколько самых ярких примеров клипов, снятых в Казахстане. Например, клип рэпера L’One и певицы Jasmine на песню «Дорога», снятый Айсултаном Сеитовым.
Здесь видео представляет собой быстро меняющиеся планы Гонконга и Алматы с окрестностями, в частности, БАО.
Вообще, конечно, наши туристические визитные карточки особо притягательны для артистов. Так, например, в Чарынском каньоне сняты клипы британского певца Rag’n’Bone Man, группы «Би-2» и K-POP бойз-бенда «IN2IT». Да и вообще наши горы вдохновили многих артистов на создание видео — от Гарика Сукачева до группы Pizza.
Ну, а мировые легенды Pink Floyd сняли клип на песню Louder Than Words на границе Казахстана и Узбекистана.
В клипе затрагиваются экологические проблемы Аральского моря. Героями видео стали представители двух поколений — молодого, не видевшего Арал до того, как в 1960-х годах его водные ресурсы стали использоваться для орошения, и старшего, которое может рассказать, каким был этот край десятилетия назад.
Однако со временем сотрудничество между зарубежными артистами и нашими клипмейкерами вышло на новый уровень и привязка к нашим, пусть даже очень красивым достопримечательным местам, исчезла. Интереснее в этом ряду вспомнить клипы NoizeMC и Монеточки «Чайлдфри», где в основе сюжета — похождения смартфона. Через камеру смартфона мы наблюдаем за его приключениями: как сначала его дарят мальчику на день рождения, как потом его отжимают хулиганы и как дальше он путешествует, встречаясь с разного рода персонажами.
Или же клип «Пекло» группы «Би-2» в жанре хоррор от режиссера Макса Шишкина. Ну, а клип Моргенштерна «День Х» — и вовсе целый короткометражный фильм в духе зомби-апокалипсиса.
В Казахстане много талантливых режиссеров, много опытного персонала. Их услуги на порядок дешевле, чем в той же России. Никаких препятствий, как кажется, теперь уже нет. Наших клипмейкеров знают и ценят в мире. Но время диктует новые правила: теперь те, кто недавно чуть ли ни пачками снимали клипы на наших просторах, жалуются на то, что их концерты отменяются. Речь и о Моргенштерне, и о группе «Би-2», и о NoizeMC с Монеточкой. В России они политически неугодны, а то, что те, кто определяет внутреннюю политику у соседей, весьма влиятельны и в наших широтах, мы имели множество возможностей убедиться — стоит вспомнить прошлогоднюю эпопею с отменами концертов Максима Галкина. Что ж, явно наступила новая эпоха. Стоит лишь надеяться, что на сотрудничество известных артистов и казахстанских клипмейкеров никакие геополитические сложности не повлияют.
Фото из открытых источников