Накануне известный казахстанский политолог Марат Шибутов проанализировал деятельность компании «Яндекс» в нашей стране и пришел к определенным выводам, которые лично я могу подтвердить, исходя из практического опыта взаимодействия с их службой такси, которая захватила рынок в отдельно взятом российском городе-миллионнике.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Я волком бы выгрыз бюрократизм
Но давайте процитируем пост Марата Шибутова, озаглавленный предельно ясно: «Сколько же денег и какие цели у «Яндекса» в Казахстане?»
«Каждая большая компания, которая приходит в Казахстан, ведет себя по-своему, работает с государством и гражданами по-особому, но все зависит от поставленных целей и особенностей компании. У кого какой бизнес, тот так и выстраивает PR и GR-стратегии. Возьмем «Яндекс» и всякие его подразделения. Что мы видим в 2023 году — было разбирательство с АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции — прим. авт.) насчет тарифов, потом анонсированы бонусы для казахстанских таксистов в 7–10 миллиардов тенге, заплачено налогов 23 миллиарда тенге. В 2024 году все поменялось — компания начала активно работать в Казахстане, в январе были перенесены серверы yandex.kz в Казахстан», — подчеркивает политолог.
Далее он перечисляет, что сделал «Яндекс» во второй половине 2024 года.
«Открыл новый офис в Алматы на 500 человек со специальным бесплатным музеем, в котором помимо постоянной экспозиции будут проводиться специальные выставки и мероприятия», — пишет Марат Шибутов.
Второй пункт — 27 июня на ВГК «Медеу» компания провела Yandex Qazaqstan Day, который посетили около двух с половиной тысяч человек. Фестиваль длился весь день, на закуску давали «Ирину Кайратовну».
«Яндекс Поиск» и казахстанские художники представили арт-проект «Из чего складывается Казахстан». До этого был специальный проект с музыкантами – Iskra», — подмечает под третьим пунктом Марат Шибутов.
Четвертое — в начале сентября прошел Yandex Park Live на Первомайских прудах, «где выступало очень много известных музыкальных групп и были еще специальные партнерские зоны: Яндекс Плюс, Яндекс Поиск, Яндекс Go, Яндекс Заправки, GORILLA, Haier и Теле-2, Меломан».
«Сменил бренд у Яндекс Go. Они занимают примерно 80% рынка такси в Алматы и 60% рынка такси в Астане», — пятым пунктом отмечает политолог.
Марат Шибутов подчеркивает, что все эти ивенты и другие мероприятия показывают, как «Яндекс» вливает очень большие деньги в свою публичную активность, причем направленную четко на город Алматы и его жителей.
«Причем делается упор именно на активную молодежь, богему, самозанятых. Если говорить о взаимодействии с госорганами, то там в основном Минцифры для электронных сервисов, а для такси АЗРК и акиматы. Но надо понимать, что воздействие «Яндекса» намного больше его непосредственной деятельности. Сейчас он крупнейший работодатель страны с полумиллионом сотрудников, существенно влияет на МСБ из-за контроля доставки их товаров и рекламы их в интернете, очень сильно определяет логистику в городах за счет навигатора и анализа пробок», — перечислил Марат Шибутов.
Также он обращает внимание на то, что в отличие от других иностранных компаний, зашедших на казахстанский рынок, у «Яндекса» есть «большой и важный рычаг на общественно-политическую ситуацию в стране — «Алиса», нейросети, поиск, взаимодействие с богемой и молодежью, которые ходят на праздничные мероприятия компании».
«Причем взаимодействие развивается как на русском, так и на казахском языке, в него вливаются большие деньги — мы же вот не видим, чтобы какая-то компания организовала сразу 2 больших мероприятия за 2 месяца? Такими темпами, Яндекс скоро станет или уже стал главной компанией Алматы и Алматинской агломерации, а это 3-4 миллиона человек. Готова ли к этому наша власть? И не будет ли так, что когда она очухается, положение в диалоге очень сильно изменится и уже «Яндекс» будет говорить с позиции силы?» — задается вопросами Марат Шибутов.
Я часто бываю по семейной необходимости в российском городе-миллионнике, который полностью захвачен сервисом «Яндекс-такси». Это Новосибирск, где кроме «Яндекса» такси больше нет, несколькими годами ранее сервис полностью выкупил тамошний Uber. Так вот, водитель «Яндекса» может легко отменить ваш заказ, если его чем-то не устроила ваша физиономия. Мне так обламывали поездку дважды. Азиатским фейсом не вышел, видимо.
Вторая проблема — максимально завышенные тарифы, иногда сами водители испытывают шок от суммы. На тарифы может влиять что угодно, а поскольку в Новосибирске, как и в Алматы, кстати, любят чинить все магистральные проспекты сразу, то поездки на такси вас просто разорят.
И местные власти решили проблему — это фактически бесшовное передвижение на общественном транспорте. Правда, для этого в отдаленных районах еще работают такие атавизмы, как маршрутные такси на «Газелях». Тем не менее, даже из Академгородка (а это окраина, пусть и «золотая») можно добраться до центра города со всего одной пересадкой, причем на метро. Ну, или платить эквивалент наших 6–7 тысяч тенге, вот такие там цены.
Словом, подпишусь под заданными Маратом Шибутовым вопросами — «Яндекс» определенно будет говорить с позиции силы, а у нас в Алматы проблемы с общественным транспортом просто очевидны, особенно в часы пик. Линии метро в нижние районы Алматы — это вообще недостижимая мечта, по крайней мере, для моего поколения, при котором (или чуть раньше его рождения) эту самую подземку и начали строить.
Тему транспорта в крупных городах страны мы продолжим исследовать и далее.
Фото из открытых источников