В конце прошлой недели полиция провела обыск у администратора сатирического паблика Qaznews24 Темирлана Есенбека. Казалось бы, нас уже ничем не удивишь в плане зажима свободы слова, но правоохранители вновь оказались на высоте. Даже если не касаться шуток Темирлана и не упоминать реакции правозащитных организаций, то следует обратить внимание на саму тенденцию преследований и поразмышлять, к чему она может привести. Выводы получаются совсем нешуточные.
Действительно, особого значения сами публикации не имеют. Надо просто отметить, что по ним сразу видно, что это сатира, далекая от истины, да и в описании паблика на Instagram было это отмечено, а также подчеркнуто, что «Любое совпадение с людьми и событиями – абсолютная случайность». Это некий уменьшенный казахстанский вариант российского сатирического сайта «Панорама.Паб», который, к слову, тоже оказался забаненным на территории Казахстана.
С другой стороны – реакция казахстанцев и некоторых СМИ. Первые, нередко при поддержке вторых, могли воспринять некоторые (особо удачные) публикации за чистую монету. То есть отдельные интернет-ресурсы, не умеющие или не желающие «включать мозг», в погоне за хайпом и горячими новостями перепечатывали шутки Темирлана, а люди этому верили. Но это, согласитесь, проблемы уже самих СМИ и читателей, но никак оригинального автора – ведь никто и никогда не судил редакции за, скажем, первоапрельские шутки, хотя нередко в них верили.
А еще это проблема самой власти. Почему? Потому что даже самые абсурдные «новости» Qaznews24 казахстанцами воспринимаются за реальные, так как «от этой власти можно ожидать всего». Другими словами, чиновники сами довели до абсурда ситуацию в стране и часто бывает, что даже официальные новости выглядят как шарж на самих себя. Бывает даже скрин какого-нибудь заголовка в государственных или окологосударственных изданиях выглядит как удачная шутка и становится предметом обсуждения в обществе, причем с изрядным добавлением юмора. Сюда же можно добавить изрядную долю недоверия населения к власти, что является основной проблемой в обществе, и это, в большей мере, проблема вторых, а не первого.
Да, общество уже практически свыклось с тем, что право граждан на распространение и получение информации у нас практически сведено на нет, запрет на цензуру не действует, а другие конституционные свободы и гарантии оказываются только на бумаге. Но случай с Темирланом дал понять, что правоохранительные органы и те, кого они охраняют, способны еще на многое и не чураются креатива в плане дальнейшего зажима свободы слова. Поэтому последовала реакция не только со стороны общества в соцсетях, но и отечественных и международных правозащитных организаций. В начале недели Фонд «Әділ сөз» подчеркнул, что статья 274 УК РК («распространение заведомо ложной информации») никакого отношения к юмору с сатирой не имеет и иметь не может, и что полиция плохо знает Конституцию Казахстана. Следом за ним «Репортеры без границ» отметили, что «юмор не является преступлением».
А вчера Human Rights Watch призвала «прекратить необоснованное дело против Есенбека», «изменить или отменить законы, криминализирующие мирное выражение критических взглядов», а заодно предположила: «Власти, возможно, пытались дать понять, что сатире нет места в Казахстане, но все, что они показали – это то, что они не понимают шуток». Вот в этом влиятельная международная неправительственная организация оказалась права – особенно в том, что сатира у нас тоже оказалась под цензурой, которая, по той же Конституции, у нас запрещена.
И шуток наверху точно не понимают, но не из-за отсутствия чувства юмора, как такового (там, вообще, трудно говорить о каких-либо чувствах), а по причине нетерпимого отношения к любой критике – будь то журналистское расследование, напоминание о собственных обещаниях, вскрытие нелицеприятных фактов из прошлого или же «шутка-юмора». Это, кроме всего прочего, говорит о фатальной удаленности режима от общества, и при этой ситуации шутки попросту неприемлемы – как, например, нельзя подшучивать над «паханом» на зоне.
Вот только соответствующей статьи в Уголовном или Административном кодексах не оказалось, а наказать нужно было во что бы то ни стало. Во-первых, нужно было как-то загладить чувство обиды от такой наглости, а во-вторых, чтобы другим неповадно было. Вот только теперь, когда власти по сути сами распиарили Темирлана, его паблик (пусть и самоудаленный) и сами приколы, они пытаются выкарабкаться из собственных сетей. Они сейчас стоят перед дилеммой – с одной стороны, им никак нельзя идти на поводу у каких-то там НПО (пусть даже с мировым именем) и показать себя ведомыми, а с другой, надо как-то выпутываться из этой ситуации.
Исходя из этого, «Дело Темирлана» становится неким водоразделом – по тому, к какому решению придут правоохранительные органы, можно будет судить о дальнейшей судьбе свободы слова в Казахстане. Если они «включат заднюю» и закроют дело (пусть даже не извинившись), то есть еще какая-то надежда, а если все продолжится в обвинительном ключе, то надо уже будет ждать, что мы опустимся еще ниже в различных рейтингах и опять «прославимся» в западной прессе. Вполне возможен и компромиссный вариант, который, как показывает практика, все же будет носить больше обвинительно-назидательный характер. Но остается надежда, что до суда это дело не дойдет.
В любом случае, как говорится, «осадок останется» – и у самого Есенбека, и у общества, и у международных наблюдателей. У каждого по-своему. Конечно же, определенные уроки вынесут и те, кто специализируется на политической сатире – блогеры, карикатуристы и просто молодые люди, которые хоть таким образом хотят выразить свое отношение к происходящим вокруг событиям. Ведь как сказал в свое время Бернард Шоу: «Юмор – это первый шаг к свободе». А это как-то не входит в планы «партии и правительства», так как выходит за рамки их реформаторства, включая проект «Слышащее государство». Но может быть и наоборот – граждане последуют примеру Темирлана, для начала встав на его защиту, а потом продолжив его дело и подсознательно вооружившись формулой «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Тем более, поводов для «шуток-юмора» в нашей повседневной жизни хоть отбавляй.