Напомним, в первой части мы пришли к выводу, что команда президента – это не клан, преследующий свой цели, а все общество, которые стремится построить справедливый Казахстан. Для этого совершенно необязательно поддерживать все инициативы Токаева или быть его политическим сторонником. Ведь демократия дает нам право на свободу волеизъявления, свободу слова и так далее. Поэтому даже критика действий руководства страны должна быть частью ее формирования и строительства государства. Но мы сегодня о другом.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«Дал команду». Эта короткая фраза применяется в обиходе многими чиновниками разных рангов. Она звучит немного по-военному, но, с другой стороны, демонстрирует некоторую надменность, если исходит из гражданского командира. Но в то же время это подразумевает под собой беспрекословность исполнения сказанного. Впрочем, не будем о филолого-бюрократическом аспекте, а подчеркнем, что к Касым-Жомарту Токаеву подобная формулировка не очень подходит, но все же мы будем от нее отталкиваться, строя таким образом этот материал.
Начнем, наверное, с того, что сам президент говорил о неисполнении его поручений. Причем, говорил он об этом не раз и с первых годов на посту главы государства. Приведем наиболее показательные моменты. Так, например, в ноябре 2019-го он подверг критике правительство за то, что не выполнено его поручение по контролю за ценообразованием. В принципе, на это глава государства часто обращал и обращает внимание, но отметим, что тогда из его уст это звучало довольно необычно. Тогда же он напомнил, что в Послании была поставлена задача об изъятии земель у латифундистов, которые не занимаются их культивацией. «Это очень серьезное поручение, данное не ради красного словца... Работа по моему поручению продвигается крайне медленно. Похоже, решили спустить на тормозах, поддавшись давлению тех, кто заинтересован в данном положении вещей», – сказал президент на рабочем совещании в Акмолинской области.
Чем показательна эта цитата? По сути, эти слова стали выполняться и перевыполняться только сейчас, а точнее – после Январских событий. И это говорит о том, что действительно существовало давление определенных заинтересованных лиц. Они, к слову, были заинтересованы не только в неисполнении, так как теряли активы, но и в том, чтобы сам президент понес пресловутые «репутационные риски».
В годы пандемии президент Токаев несколько раз говорил о плохой работе отдельных министерства и о ненадлежащем исполнении его указаний. Впрочем, это все дело прошлого, хотя и довольно показательно. Обратим больше внимания на период после президентских выборов 2022 года. Это можно назвать неким политическим ренессансом и появлением новых возможностей для реализации формулы «Сильный президент – Влиятельный парламент – Подотчетное правительство». Последовавшие после этого парламентско-маслихатовские выборы усилили этот момент.
Тут необходимо немного уточнить, что если мы говорим о командах, данных президентом, то большинство из них – это инициативы по политическим, экономическим и социальным реформам. Часть касается законодательной сферы, и в этом направлении следует заметить, что практически все, заявленное главой государством воплощено в жизнь так, как было задумано. Есть, конечно, и то, что находится в разработке или этапе согласования, но в целом законотворчество в Казахстане за последние пару лет находится на завидном уровне.
Но, как говорится, одно дело принимать законы, а другое – их исполнять. И тут находится немало претензий со стороны предпринимателей и граждан. Но это, по большому счету, не дело главы государства и даже его Администрации. Если подобные факты происходят, то за этим должны следить местные органы власти и уполномоченные государственные органы. Более того, неисполнение норм закона государственными служащими часто попадает под нормы Уголовного кодекса, и именно с этой позиции надо рассматривать эту тему.
Однако если брать в целом, то действительно существует проблема не выполнения того, о чем говорит президент и что предписывает закон. Тут также, как и в далеком 2019 году существует заинтересованность некоторых лиц, которых принято связывать со «старым Казахстаном». В особенности, это касается исполнения Закона о возврате государству незаконно приобретенных активов. Более того – это ключевой момент. Но при этом мы бы не спешили заявлять, что вокруг Токаева был устроен повсеместный саботаж уполномоченными органами и их руководителями.
Дело в том, что некоторые вещи нужно делать не только не спеша, но и в тишине. Особенно учитывая тот момент, что в определенных структурах до сих пор могут находиться представители тех самых «заинтересованных лиц». То есть, важно не спугнуть кое-кого, а потом можно кого-то и за руку поймать. Кстати, Антикор официально объявил о том, что экс-министр юстиции Марат Бекетаев оказался первым фигурантом вступившего в силу закона о возврате капиталов. К слову, судя по регулярным отчетам силовиков главе государства, нельзя сказать, что там царит полный саботаж и игнорирование законов. Впрочем, как нам видится, конец весны и начала лета дадут нам немало приятных сюрпризов в этом плане.
Есть еще и, скажем так, социальный факт неисполнения указаний Токаева. Он в большей мере касается региональной политики и местной власти, которая, почему-то, в ряде регионов до сих пор чувствует себя удельными князьями, считая, что Астана далеко. Это, в конечном итоге, сводится к тому, что простые граждане, не находя справедливости у себя в поселке, городе или области, вынуждены обращаться в Акорду. Именно поэтому сейчас налаживается прямая связь Администрации президента и правительства с регионами, а назначение новым вице-премьером Каната Бозумбаева, курирующим данное направление, является тому конкретным подтверждением.
Между прочим, ситуация с паводками и личное вмешательство Касым-Жомарта Кемелевича тоже подтверждает то, что некоторые нерадивые чиновники на местах и в министерствах откровенно халтурят и больше заняты тем, чтобы избежать ответственности или перевести ее на кого-то другого. Строгие выговоры и заявление о неполном служебном соответствии – это публичный пример того, что Токаев больше не намерен спускать или закрывать глаза на подобную безответственность со стороны своих подчиненных. Ведь тут не обязательно давать конкретные поручения и команды, а потом спрашивать за них – министры и акимы просто обязаны исполнять свои обязанности в соответствии с соответствующими актами.
Возвращаясь к началу нашей публикации, все же немного захотелось, чтобы президент отдельным большим чиновникам давал именно команды, а не поручения. А если они такие команды не исполняют или как-то пытаются хитрить, то лучше и легче взять других, чем переучивать непонимающих.
Фото из открытых источников