Алматы 06.02.2024 13066

Хорошие экономические перспективы Туркменистана

В конце января ООН обнародовала свой прогноз о росте ВВП Туркменистана в этом году на 5,9%, что является самым высоким показателем в Центральной Азии после Узбекистана (прогноз роста ВВП РУз на 6,0%). А в 2025 году ООН прогнозирует рост экономики Туркменистана на 6,0%. Очевидно, что развитие соседнего Узбекистана будет способствовать, по меньшей мере, росту перевозок через Туркменистан. По данным Ашхабада, в январе-ноябре 2023 года в Туркменистане на 7,6% выросла добыча природного газа, а его экспорт вырос на 13,8%. К слову, из Туркменистана импортируют электроэнергию Афганистан, Иран, Кыргызстан и Узбекистан (рост экспорта на 2,7%). Помимо всего прочего, Туркменистан экспортирует нефтепродукты, полимеры, синтетический бензин и текстильные изделия. Как видим, Туркменистан в отличие, например, от Казахстана более активнее развивает высокие переделы своего углеводородного сырья.


В прошлую среду сообщили, что туркменский судостроительный и судоремонтный завод «Балкан» впервые начал строительство судов. Через 14 месяцев в строй вступит первый туркменский сухогруз, а второй – через два месяца, третий – спустя два месяца. Эти проекты реализует корейская Koryo Shipbuilding Industry Technology Co., Ltd. (KSIT). (Все вы знаете, что Республика Корея является мировым лидером в области гражданского судостроения.) Балканский завод также собирается начать строительство паромов RO-RO. Стоит напомнить, что запланированы контейнерные перевозки на 5 млн тонн в год между портами Туркменбаши и Баку. Для чего понадобится еще не менее 20 сухогрузов.

Неделю назад в Брюсселе Ашхабад предложил европейским инвесторам транспортные проекты: расширение Каспийского морского хаба, железнодорожных перевозок «Восток-Запад». В частности, Туркменистан намерен привлечь инвесторов из Европы к модернизации железнодорожного терминала Этрек и станции Серахс, являющихся важными узлами в контейнерных перевозках в сторону Европы. Ашхабад также хочет с помощью европейцев сделать крупнейшим логистическим хабом Центральной Азии грузовой терминал Ашхабадского аэропорта. Как вы знаете, порт Актау мелеет, поэтому он не может обеспечивать перевалку больших грузов в Баку. В этом свете возрастает значимость порта Туркменбаши для перевозок через Каспий в направлении Европы.

В январе был принят проект Инвестиционной программы Туркменистана на 2024 год, включающей такие проекты как-то: строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, нового аэропорта в Балканском регионе, комбинированной электростанции мощностью 1574 МВт, автобана Ашхабад-Туркменабат, моста через залив Гарабогаз, вторую очередь города Аркадаг. Короче, это очень «жирные» проекты, вокруг которых крутятся интересы крупных игроков. В настоящее время идет строительство железнодорожной линии Афганистан-Туркменистан.

Почти месяц назад в рамках строительства высокоскоростной трассы Ашхабад-Туркменабат одновременно с завершением прокладки участка Теджен-Мары началось возведение дороги Мары-Туркменабат. Источники пишут, что эти автобаны по качеству будут на мировом уровне. В конце предыдущего месяца Ашхабад закрепил договоренности с Токио о строительстве японцами завода по производству аммиака и карбамида в туркменском городе Мары, а также «второго завода по производству бензина из природного газа». Япония еще поможет Туркменистану в деле развития цифровой инфраструктуры, цифровизации экономики, кибербезопасности, искусственного интеллекта.

В конце января в Анкаре прошли переговоры газовых госкомпаний BOTAŞ (Турция) и «Туркменгаз» (Туркменистан). На встрече обсуждалась возможность поставок туркменского газа в Турцию и далее. Турецкая сторона готова оказать всяческое содействие Туркменистану в этом деле. Напомним, что с января 2022 года Туркменистан экспортировал газ в Азербайджан по своповой схеме через Иран. (То есть в Азербайджан поступает иранский газ в тех объемах, которые на севере Ирану компенсирует Туркменистан. Не считая тех объемов, которые Иран импортирует для своих нужд.) Но в январе текущего года эти поставки приостановили из-за того, что Ашхабад и Баку не смогли согласовать объемы и стоимость экспортируемого газа. Ранее прошла информация, что в этом году Азербайджан запланировал увеличение поставок газа на внутренний рынок из готовящихся новых скважин месторождений Умид и Абшерон.

А посему Азербайджан, дескать, не нуждается в импорте газа из Туркменистана. Ко всему прочему, Тегеран за транзит туркменского газа требует 15% от его стоимости. В то время как Грузия и Турция за транзит азербайджанского газа берут 5% от стоимости газа. Таким образом, дальнейший реэкспорт туркменского газа является невыгодным для Азербайджана. Впрочем, в любом случае эти поставки возобновятся после завершения переговоров. Благо, что в туркменском газе заинтересованы Турция, Иран и Запад. Тегеран с помощью туркменского газа обеспечивает нужды своих северных, граничащих с Туркменистаном регионов. Есть версии, что Азербайджан реэкспортирует туркменский газ в Европу через Турцию. В декабре прошлого года во время телефонного разговора с президентом Ирана Эбрахимом Раиси Сердар Бердымухамедов указал на необходимость экспорта «туркменского» газа через Иран «в третьи страны».

В конце января новый посол Турции в Туркменистане Ахмет Демирок провел пресс-конференцию. Он сообщил, что Турция является одним из ключевых торговых партнеров Туркменистана. Так, в последние 4 года объем турецко-туркменской торговли увеличился в 3 раза, а в 2022 году дошел до 2,1 миллиарда долларов. Ахмет Демирок считает, что скоро оборот взаимной торговли достигнет «поставленной общей цели в 5 миллиардов долларов». В целом турецкие компании реализовали в Туркменистане около 1080 проектов на сумму более 50 миллиардов долларов. Ахмет Демирок заявил: «Надеемся, что в ближайшее время начнутся работы по транспортировке туркменского природного газа и электроэнергии на западные рынки». Кроме того, Туркменистан через Иран будет поставлять газ в Ирак. Как известно, в ноябре прошлого года Ашхабад, Багдад и Тегеран договорились о ежегодных своповых поставках на иракскую территорию в течение 5 лет 9 миллиардов кубометров туркменского газа.

Кстати, недавно посол США в Туркменистане Мэтью Климоу заявил, что экспорт газа из Туркменистана в Азербайджан через Иран не нарушает антииранские санкции. (Собственно, Запад уже давно выступает в пользу поставок газа из Туркменистана в сторону Европы.) Более того, Мэтью Климоу отметил: «Я считаю, что очень мудро также провести газопровод по Каспийскому морю. И с инженерной точки зрения это не большая проблема. Должны быть проведены политические и экономические расчеты, чтобы осуществить такой проект, и должен быть интерес стран Каспийского региона и со стороны Европы». Мэттью Климоу заявил, что в текущем году планируется расширение американо-туркменского сотрудничества в сфере экономики, политики и культуры. Он заметил, что Вашингтон будет способствовать интеграции в Туркменистан новых американских компаний, занимающихся кибербезопасностью, вопросами рационального водопользования и экологии.

Как бы то ни было, если в 2922 году Туркменистан экспортировал в Азербайджан 0,9 млрд кубометров газа, то в 2023 году уже – 2,6 миллиарда. А в этом году Азербайджан собирался импортировать из Туркменистана до 3-х миллиардов кубометров газа. Тем не менее в экспорте туркменского газа не всё так безоблачно. Так, в августе прошлого года Ашхабад выразил обеспокоенность в связи с расширением газового союза России, Казахстана и Узбекистана. Дело в том, что этот «союз» намерен поставлять газ в Китай, что может потеснить поставки туркменского газа в КНР. Как известно, ключевой импортер туркменского газа - это Китай (чуть меньше 40 млрд кубометров), затем идет с существенно меньшими объемами Россия (около 10 млрд кубов).

Вместе с тем в конце января вице-премьер российского правительства А. Оверчук заявил, что Россия расширит свое участие в транспортных проектах Туркменистана, особенно по маршруту «Север-Юг». Алексей Оверчук отметил: «Мы планируем развивать автомобильные и железные дороги или участвовать в соответствующих проектах в Монголии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане, Армении и Иране. Мы заинтересованы в строительстве Трансафганской железной дороги, а также развиваем морские связи с азиатскими и африканскими странами». В прошлом году Астраханский морской порт в полтора раза увеличил объемы перевалки грузов (4,3 млн тонн). В Астрахани возводится новый крупный хаб для контейнеров.

Для сравнения – текущая пропускная способность Транскаспийского транспортного маршрута через Казахстан составляет 6 млн тонн в год. Однако за 9 месяцев прошлого года по ТМТМ перевезли лишь около 2 млн тонн грузов (хоть это и больше на 88%, чем в этот же период 2022 года). В этой связи неслучайно в прошлый четверг генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев высоко отозвался о роли Туркменистана в интеграционных проектах Содружества, несмотря на его статус нейтрального государства. Лебедев отметил, что именно по инициативе Туркменистана в 2019 году была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств-участников СНГ. Эта Декларация является основой «Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года». Сергей Лебедев дал понять, что Ашхабад активно содействует развитию выгодных России транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад».

В середине января в Ашхабаде прошел российско-туркменский бизнес-форум с участием премьер-министра РФ Михаила Мишустина, президента Татарстана Рустама Минниханова, глав ряда других субъектов Российской Федерации, что показывает высокую значимость данного форума для Москвы, российской бизнес-элиты. (Примечательно, что «серым кардиналом» Туркменистана, по всей видимости, является «консильери» по финансовым делам Аркадага российский олигарх И. Макаров, имеющий большие активы в туркменском энергетическом секторе.) На сегодня российские компании в Туркменистане реализуют 36 проектов: по поставкам разнообразных товаров, строительству объектов инфраструктуры, нефтегазовой отрасли и металлургии. К примеру, Россия поставит в Туркменистан более 300 тысяч тонн сортового металлопроката для возведения нового города Аркадаг.

Необходимо отметить, что с ноября 2022 года по ноябрь 2923 года Казахстан экспортировал в Туркменистан 528,1 тысяч тонн пшеницы (рост на 76,5%). По импорту казахстанской пшеницы Туркменистан занимает 3-е место вслед за Узбекистаном (3,3 млн тонн) и Таджикистаном (888,2 тысяч тонн). Для Туркменистана это очень важно в виду проблем с продовольствием в стране. Между прочим, суверенный долг Туркменистана с 2017 по 2021 год уменьшился почти на 20% (снижение с 19,78 до 11,08% от ВВП). В 2021 году это был самый низкий показатель среди стран нашего региона. Так, Туркменистан погасил все свои долги перед Китаем.

Между тем в Туркменистане наблюдаются серьезные социальные проблемы: галопирующий рост цен, большая безработица, низкий уровень жизни. Льготные продукты питания может получить лишь небольшая часть жителей Туркменистана. А туркменские силовые структуры усиливают надзор за гражданами, открыто выражающими недовольство социально-экономической ситуацией в Туркменистане. Таких людей тут же арестовывают и увозят в «неизвестном» направлении. По итогам прошлого года Туркменистан «упал» с 167 на 170 место в «Индексе восприятия коррупции 2023». То есть войдя в десятку самых коррумпированных стран мира (из 180 государств)…

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов