Экономика

Хорошие экономические перспективы Туркменистана

Талгат Мамырайымов

06.02.2024

В конце января ООН обнародовала свой прогноз о росте ВВП Туркменистана в этом году на 5,9%, что является самым высоким показателем в Центральной Азии после Узбекистана (прогноз роста ВВП РУз на 6,0%). А в 2025 году ООН прогнозирует рост экономики Туркменистана на 6,0%. Очевидно, что развитие соседнего Узбекистана будет способствовать, по меньшей мере, росту перевозок через Туркменистан. По данным Ашхабада, в январе-ноябре 2023 года в Туркменистане на 7,6% выросла добыча природного газа, а его экспорт вырос на 13,8%. К слову, из Туркменистана импортируют электроэнергию Афганистан, Иран, Кыргызстан и Узбекистан (рост экспорта на 2,7%). Помимо всего прочего, Туркменистан экспортирует нефтепродукты, полимеры, синтетический бензин и текстильные изделия. Как видим, Туркменистан в отличие, например, от Казахстана более активнее развивает высокие переделы своего углеводородного сырья.

В прошлую среду сообщили, что туркменский судостроительный и судоремонтный завод «Балкан» впервые начал строительство судов. Через 14 месяцев в строй вступит первый туркменский сухогруз, а второй – через два месяца, третий – спустя два месяца. Эти проекты реализует корейская Koryo Shipbuilding Industry Technology Co., Ltd. (KSIT). (Все вы знаете, что Республика Корея является мировым лидером в области гражданского судостроения.) Балканский завод также собирается начать строительство паромов RO-RO. Стоит напомнить, что запланированы контейнерные перевозки на 5 млн тонн в год между портами Туркменбаши и Баку. Для чего понадобится еще не менее 20 сухогрузов.

Неделю назад в Брюсселе Ашхабад предложил европейским инвесторам транспортные проекты: расширение Каспийского морского хаба, железнодорожных перевозок «Восток-Запад». В частности, Туркменистан намерен привлечь инвесторов из Европы к модернизации железнодорожного терминала Этрек и станции Серахс, являющихся важными узлами в контейнерных перевозках в сторону Европы. Ашхабад также хочет с помощью европейцев сделать крупнейшим логистическим хабом Центральной Азии грузовой терминал Ашхабадского аэропорта. Как вы знаете, порт Актау мелеет, поэтому он не может обеспечивать перевалку больших грузов в Баку. В этом свете возрастает значимость порта Туркменбаши для перевозок через Каспий в направлении Европы.

В январе был принят проект Инвестиционной программы Туркменистана на 2024 год, включающей такие проекты как-то: строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, нового аэропорта в Балканском регионе, комбинированной электростанции мощностью 1574 МВт, автобана Ашхабад-Туркменабат, моста через залив Гарабогаз, вторую очередь города Аркадаг. Короче, это очень «жирные» проекты, вокруг которых крутятся интересы крупных игроков. В настоящее время идет строительство железнодорожной линии Афганистан-Туркменистан.

Почти месяц назад в рамках строительства высокоскоростной трассы Ашхабад-Туркменабат одновременно с завершением прокладки участка Теджен-Мары началось возведение дороги Мары-Туркменабат. Источники пишут, что эти автобаны по качеству будут на мировом уровне. В конце предыдущего месяца Ашхабад закрепил договоренности с Токио о строительстве японцами завода по производству аммиака и карбамида в туркменском городе Мары, а также «второго завода по производству бензина из природного газа». Япония еще поможет Туркменистану в деле развития цифровой инфраструктуры, цифровизации экономики, кибербезопасности, искусственного интеллекта.

В конце января в Анкаре прошли переговоры газовых госкомпаний BOTAŞ (Турция) и «Туркменгаз» (Туркменистан). На встрече обсуждалась возможность поставок туркменского газа в Турцию и далее. Турецкая сторона готова оказать всяческое содействие Туркменистану в этом деле. Напомним, что с января 2022 года Туркменистан экспортировал газ в Азербайджан по своповой схеме через Иран. (То есть в Азербайджан поступает иранский газ в тех объемах, которые на севере Ирану компенсирует Туркменистан. Не считая тех объемов, которые Иран импортирует для своих нужд.) Но в январе текущего года эти поставки приостановили из-за того, что Ашхабад и Баку не смогли согласовать объемы и стоимость экспортируемого газа. Ранее прошла информация, что в этом году Азербайджан запланировал увеличение поставок газа на внутренний рынок из готовящихся новых скважин месторождений Умид и Абшерон.

А посему Азербайджан, дескать, не нуждается в импорте газа из Туркменистана. Ко всему прочему, Тегеран за транзит туркменского газа требует 15% от его стоимости. В то время как Грузия и Турция за транзит азербайджанского газа берут 5% от стоимости газа. Таким образом, дальнейший реэкспорт туркменского газа является невыгодным для Азербайджана. Впрочем, в любом случае эти поставки возобновятся после завершения переговоров. Благо, что в туркменском газе заинтересованы Турция, Иран и Запад. Тегеран с помощью туркменского газа обеспечивает нужды своих северных, граничащих с Туркменистаном регионов. Есть версии, что Азербайджан реэкспортирует туркменский газ в Европу через Турцию. В декабре прошлого года во время телефонного разговора с президентом Ирана Эбрахимом Раиси Сердар Бердымухамедов указал на необходимость экспорта «туркменского» газа через Иран «в третьи страны».

В конце января новый посол Турции в Туркменистане Ахмет Демирок провел пресс-конференцию. Он сообщил, что Турция является одним из ключевых торговых партнеров Туркменистана. Так, в последние 4 года объем турецко-туркменской торговли увеличился в 3 раза, а в 2022 году дошел до 2,1 миллиарда долларов. Ахмет Демирок считает, что скоро оборот взаимной торговли достигнет «поставленной общей цели в 5 миллиардов долларов». В целом турецкие компании реализовали в Туркменистане около 1080 проектов на сумму более 50 миллиардов долларов. Ахмет Демирок заявил: «Надеемся, что в ближайшее время начнутся работы по транспортировке туркменского природного газа и электроэнергии на западные рынки». Кроме того, Туркменистан через Иран будет поставлять газ в Ирак. Как известно, в ноябре прошлого года Ашхабад, Багдад и Тегеран договорились о ежегодных своповых поставках на иракскую территорию в течение 5 лет 9 миллиардов кубометров туркменского газа.

Кстати, недавно посол США в Туркменистане Мэтью Климоу заявил, что экспорт газа из Туркменистана в Азербайджан через Иран не нарушает антииранские санкции. (Собственно, Запад уже давно выступает в пользу поставок газа из Туркменистана в сторону Европы.) Более того, Мэтью Климоу отметил: «Я считаю, что очень мудро также провести газопровод по Каспийскому морю. И с инженерной точки зрения это не большая проблема. Должны быть проведены политические и экономические расчеты, чтобы осуществить такой проект, и должен быть интерес стран Каспийского региона и со стороны Европы». Мэттью Климоу заявил, что в текущем году планируется расширение американо-туркменского сотрудничества в сфере экономики, политики и культуры. Он заметил, что Вашингтон будет способствовать интеграции в Туркменистан новых американских компаний, занимающихся кибербезопасностью, вопросами рационального водопользования и экологии.

Как бы то ни было, если в 2922 году Туркменистан экспортировал в Азербайджан 0,9 млрд кубометров газа, то в 2023 году уже – 2,6 миллиарда. А в этом году Азербайджан собирался импортировать из Туркменистана до 3-х миллиардов кубометров газа. Тем не менее в экспорте туркменского газа не всё так безоблачно. Так, в августе прошлого года Ашхабад выразил обеспокоенность в связи с расширением газового союза России, Казахстана и Узбекистана. Дело в том, что этот «союз» намерен поставлять газ в Китай, что может потеснить поставки туркменского газа в КНР. Как известно, ключевой импортер туркменского газа - это Китай (чуть меньше 40 млрд кубометров), затем идет с существенно меньшими объемами Россия (около 10 млрд кубов).

Вместе с тем в конце января вице-премьер российского правительства А. Оверчук заявил, что Россия расширит свое участие в транспортных проектах Туркменистана, особенно по маршруту «Север-Юг». Алексей Оверчук отметил: «Мы планируем развивать автомобильные и железные дороги или участвовать в соответствующих проектах в Монголии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане, Армении и Иране. Мы заинтересованы в строительстве Трансафганской железной дороги, а также развиваем морские связи с азиатскими и африканскими странами». В прошлом году Астраханский морской порт в полтора раза увеличил объемы перевалки грузов (4,3 млн тонн). В Астрахани возводится новый крупный хаб для контейнеров.

Для сравнения – текущая пропускная способность Транскаспийского транспортного маршрута через Казахстан составляет 6 млн тонн в год. Однако за 9 месяцев прошлого года по ТМТМ перевезли лишь около 2 млн тонн грузов (хоть это и больше на 88%, чем в этот же период 2022 года). В этой связи неслучайно в прошлый четверг генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев высоко отозвался о роли Туркменистана в интеграционных проектах Содружества, несмотря на его статус нейтрального государства. Лебедев отметил, что именно по инициативе Туркменистана в 2019 году была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств-участников СНГ. Эта Декларация является основой «Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года». Сергей Лебедев дал понять, что Ашхабад активно содействует развитию выгодных России транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад».

В середине января в Ашхабаде прошел российско-туркменский бизнес-форум с участием премьер-министра РФ Михаила Мишустина, президента Татарстана Рустама Минниханова, глав ряда других субъектов Российской Федерации, что показывает высокую значимость данного форума для Москвы, российской бизнес-элиты. (Примечательно, что «серым кардиналом» Туркменистана, по всей видимости, является «консильери» по финансовым делам Аркадага российский олигарх И. Макаров, имеющий большие активы в туркменском энергетическом секторе.) На сегодня российские компании в Туркменистане реализуют 36 проектов: по поставкам разнообразных товаров, строительству объектов инфраструктуры, нефтегазовой отрасли и металлургии. К примеру, Россия поставит в Туркменистан более 300 тысяч тонн сортового металлопроката для возведения нового города Аркадаг.

Необходимо отметить, что с ноября 2022 года по ноябрь 2923 года Казахстан экспортировал в Туркменистан 528,1 тысяч тонн пшеницы (рост на 76,5%). По импорту казахстанской пшеницы Туркменистан занимает 3-е место вслед за Узбекистаном (3,3 млн тонн) и Таджикистаном (888,2 тысяч тонн). Для Туркменистана это очень важно в виду проблем с продовольствием в стране. Между прочим, суверенный долг Туркменистана с 2017 по 2021 год уменьшился почти на 20% (снижение с 19,78 до 11,08% от ВВП). В 2021 году это был самый низкий показатель среди стран нашего региона. Так, Туркменистан погасил все свои долги перед Китаем.

Между тем в Туркменистане наблюдаются серьезные социальные проблемы: галопирующий рост цен, большая безработица, низкий уровень жизни. Льготные продукты питания может получить лишь небольшая часть жителей Туркменистана. А туркменские силовые структуры усиливают надзор за гражданами, открыто выражающими недовольство социально-экономической ситуацией в Туркменистане. Таких людей тут же арестовывают и увозят в «неизвестном» направлении. По итогам прошлого года Туркменистан «упал» с 167 на 170 место в «Индексе восприятия коррупции 2023». То есть войдя в десятку самых коррумпированных стран мира (из 180 государств)…

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Отклонения как норма

Идеологическая основа постсоветского тоталитаризма

Иран на пороге больших перемен

Новый мировой порядок или чрезмерные амбиции?

Индия — новая «фабрика мира»?

Третья мировая война на пороге?

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 26.07.2024

В этот день. Свобода, независимость и… рабство

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Коррупция в Казахстане: акиматы бьют рекорды

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

От гардероба до могилы — что волнует общество

ОБЩЕСТВО | 24.07.2024

Сестра убийцы Ленина, дочь Махно — ссыльные истории Тараза

АНАЛИТИКА | 24.07.2024

Правовое государство: инициатива снизу